Челябинцы накликали здоровье
Аналитики назвали точки роста e-commerce в столице Южного Урала
Драйверами рынка интернет-торговли в Челябинске являются одежда и обувь, билеты на мероприятия, косметика и парфюмерия, а также товары для здоровья. Об этом сообщают в «Яндексе» со ссылкой на исследование аудитории онлайн-магазинов в крупных городах, проведенное компанией GfK. При этом в целом по популярности направлений e-commerce столица Южного Урала соответствует федеральным трендам, однако востребованность продукции для здоровья среди онлайн-покупателей Челябинска намного выше, чем в других областных центрах УрФО. Аналитики также отмечают консерватизм жителей города: число обращений к интернет-магазинам с мобильных устройств в среднем по УрФО за последний год выросло в полтора раза, тогда как в Челябинске оно уменьшилось.
Самыми востребованными у челябинцев категориями онлайн-покупок являются одежда, обувь, билеты в кино, театры и на концерты, косметика, парфюмерия и товары для здоровья. Об этом свидетельствуют результаты исследования аудитории интернет-магазинов, проведенного компанией GfK. Согласно полученной аналитиками статистике, за последний год одежду и обувь на онлайн-площадках заказывали 55% жителей областного центра, парфюмерно-косметическую продукцию и билеты на мероприятия — более 40%. Доля челябинцев, покупающих через интернет товары для здоровья, составляет 43,3%, в то время как в среднем по УрФО этот показатель составляет 26,4%.
По словам руководителя направления аналитики «Яндекс.Маркета» Владислава Исмагилова, в целом посещаемость челябинских интернет-магазинов за год не изменилась, в то время как в Екатеринбурге она выросла на 11%, а в Тюмени — снизилась на 16%. При этом, в отличие от других городов, в столице Южного Урала сократилось число посетителей, обратившихся к торговым онлайн-площадкам с мобильных устройств (на 10,6%), и выросло количество посетителей, выходивших на сайты с десктопов и ноутбуков. Эта динамика резко отличается от среднего показателя по УрФО, где доля «мобильных» посетителей выросла более чем на 50%.
По данным GfK, главной причиной покупок в интернете для челябинцев является цена. Этот фактор выделили среди других 42,4% пользователей. При этом для жителей города очень важна бесплатная доставка: почти две трети покупателей (63,4%) считают ее более привлекательным предложением, чем другие акции интернет-магазинов. В среднем по региону и по стране такого мнения придерживаются 37% респондентов.
По мнению аналитика компании «Финам» Леонида Делицына, исследование GfK, скорее всего, не отражает объективной картины рынка. Поэтому утверждать, например, что в Челябинске действительно в полтора раза чаще, чем в среднем по УрФО, покупают через интернет товары для здоровья, оснований нет. «Компания проводит исследования традиционным социологическим методом, где выборка по России составляет две тысячи человек,— отметил эксперт.— В крупных городах России проживают 60 млн человек. На Челябинск с 1,2 млн жителей приходится 2% городского населения России. 2% от 2 тыс. участников выборки — это 40 человек, 43% от них — это 16 человек».
Согласно данным «Яндекс.Маркета», в онлайн-магазинах Челябинска за последние 12 месяцев выросла средняя стоимость ноутбуков (+11%), автокресел (+8%), мобильных телефонов (+6%), кормов для кошек и собак (+1%). Среди товаров, средний чек на которые снизился, телевизоры (–13%), дрели, шуруповерты и гайковерты (–7%), шины (–5%), перфораторы (–3%), детские коляски (–3%).
Процент челябинцев, которые готовы вносить предоплату за онлайн-покупки с помощью банковской карты, чуть выше, чем в среднем по федеральному округу: 56,2% против 53%. По словам Владислава Исмагилова, нежелание покупателей предоплачивать заказы на сегодняшний день является актуальной проблемой для всего российского рынка. «Во многом это связано с иррациональными страхами: а вдруг придется возвращать товар и требовать назад деньги»,— отметил представитель «Яндекса».
По мнению старшего аналитика компании «Фридом Финанс» Богдана Зварича, в ближайшей перспективе объем онлайн-покупок в регионах продолжит устойчивый рост. При этом все больше доверия будет вызывать онлайн-оплата. По оценкам эксперта, к концу года рынок e-commerce в России может вырасти с нынешних 4% до 5%, а еще через год — до 8%.