Время собирать камни

Почему выгодно инвестировать в ювелирные изделия

Украшения обошли по доходности ретро-автомобили и элитную недвижимость. По данным компании Knight Frank, за пять лет ювелирные изделия выросли в цене на 50%. Как стало известно «Коммерсантъ FM», только русскоговорящие клиенты Christie's купили украшений на £100 млн. Кто инвестирует в камни, и сколько на этом зарабатывают? Об этом Аэлита Курмукова.

Фото: Christie’s

Доходность ювелирных украшений за последние 10 лет составляет 142%, говорится в отчете компании Knight Frank, которая отслеживает динамику инвестиций людей с состоянием от $30 млн. В этом году побит мировой рекорд по стоимости камня на торгах. В Гонконге на Sotheby's продали бриллиант «Розовая звезда» весом 56,9 карат за $71,2 млн при эстимейте на $15 млн ниже. Предыдущий рекорд был за синим бриллиантом «Голубой Оппенгеймер» в 14,6 карат, который в 2016-м ушел с молотка в Швейцарии за $57,5 млн. Имена покупателей не разглашались. А вот пару лет назад гонконгский бизнесмен Джозеф Лау купил синий бриллиант «Голубая луна» почти за $50 млн и подарил его своей семилетней дочери.

Ювелирный сегмент стал одним из самых успешных и среди онлайн-торгов Christie's. Россияне — в топе активных коллекционеров на этом рынке, говорит представитель аукционного дома в России Елена Курбацкая: «С 2010 года русскоговорящие клиенты Christie's купили ювелирных украшений на сумму больше £100 млн. Только в 2016 году по сравнению с 2015-м траты увеличились на 268%».

Синие бриллианты по доходности в этом году обошли розовые — прирост 5,5%. Однако эксперты советуют быть осторожнее с цветными камнями, так как добавление примеси другого цвета может сильно сказать на его стоимости. Оценщиков антикварных украшений в России найти достаточно сложно, поэтому коллекционеры предпочитают обращаться к западным экспертам, говорит президент компании «Русское ювелирное искусство» Андрей Ананов: «У нас этот рынок не развит, специалистов мало. Недавно «АЛРОСА» нашла 22-каратный розовый алмаз. Я бы не взялся его оценивать ни в таком виде, ни в ограненном, такой математики просто не существует. Так что можно поставить цену и в $5 млн, и в $50 млн, и никто не скажет, что это неправильно. Известно, например, что яйцо Фаберже, которое мастер создал для Николая II, оценивалось в 6 тыс. золотых рублей, а сейчас оно же стоит $6 млн».

Таких дивидендов, как ювелирные украшения, не предлагает ни один вид бизнеса. Яркий пример — работы Карла Фаберже, и не только его знаменитые пасхальные яйца. Самый известный посредник между аукционными домами и клиентами — лондонская антикварная фирма Wartski, которая продает Фаберже. Более 10 лет ее клиентом является миллиардер, коллекционер Александр Иванов, открывший музей Карла Фаберже в Баден-Бадене. В интервью «Коммерсантъ FM» господин Иванов заявил, что документально подтверждено чуть больше 120 тыс. предметов Карла Фаберже, и цена на самые эксклюзивные из них растет: «Есть определенный спад спроса на произведения Фаберже нижней ценовой категории в последние два-три года. Те произведения, которые пять-десять лет назад стоили $40 тыс., сейчас оцениваются в $20 тыс. Это связано с кризисом, с тем, что с рынка ушли наши соотечественники, с западными санкциями, с закрытыми переводами. В основном их покупали наши чиновники, но сейчас им это запретили. Но это не касается произведений люксового класса. Например, Виктор Вексельберг больше десяти лет назад оптом выкупил у Sotheby's яйца Фабеже, потратив на это больше $100 млн. Сейчас же его коллекция оценивается примерно в $1,5 млрд».

По словам коллекционера Александра Иванова, купленное россиянами за границей, как правило, там и остается — в хранилищах аукционных домов и банков. Российские компании не страхуют антикварные ювелирные изделия, а западные берутся за это при уплате от 0,1 до 1% годовых от стоимости украшения. Когда на кону бриллиант за $70 млн, премиальные страховщиков впечатляют.

Среди коллекционеров работ Фаберже, кроме Виктора Вексельберга и Александра Иванова, участники рынка называют девелопера Шалву Чигиринского и экс-президента ФК «Спартака» Андрея Червиченко.

Вся лента