«На рынке жилья в Крыму есть некий „вакуум“ средств»
Виталий Кононов, коммерческий директор ООО «СК Консоль-строй ЛТД»
— Какова сегодня ситуация на рынке строительства жилья в Крыму?
— Сейчас на рынке жилья мы наблюдаем снижение цен, хотя и небольшое. Это связано с тем, что пик интереса к покупке жилья на полуострове уже прошел. Просто в какой-то момент совпало несколько факторов: присоединение Крыма к России, санкции, девальвация рубля, все это психологически повлияло на население, и россияне стали активно скупать недвижимость на полуострове, защищая в том числе деньги от девальвации. Но к текущему моменту все, кто мог позволить себе вложить средства в недвижимость, уже удовлетворили свой спрос. Поэтому на рынке жилья в Крыму есть некий «вакуум» средств, требуется время, пока граждане вновь накопят средства на покупку жилья. Но это, конечно, рано или поздно произойдет. В первом полугодии 2017 года мы наблюдали незначительное падение спроса на жилье, но уже во втором стало заметно, что ситуация выравнивается.
— Какие новые тенденции появились на рынке доступного жилья?
— После того как Крым вошел в состав России, многие клиенты из крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга — первыми стали задавать вопросы: а почему у вас в микрорайонах нет мест для проведения досуга, воркаутов, других элементов благоустройства? Застройщики к ним прислушались и начали активно внедрять эти элементы в свои проекты. Это особенно важно, если речь идет не о точечной застройке, а о строительстве микрорайонов: жители хотят получить всю необходимую инфраструктуру для проведения досуга недалеко от дома. Так, мы обязательно устанавливаем спортивную площадку для волейбола и баскетбола, строим детские площадки, выполняем озеленение придомовой территории. Активно взаимодействуем с управляющими компаниями, ведь в дальнейшем важно поддерживать придомовую территорию в порядке.
Отдельный вопрос — парковки. Сейчас уже становится нормой в каждой семье иметь машину, а иногда даже несколько машин. Поэтому наличие достаточного количества мест для парковки — обязательное требование потенциальных клиентов микрорайона. Интересно, что при этом людям, как правило, хочется жить в «зеленом» месте. И от того, насколько застройщик сможет оптимизировать территорию, чтобы выполнить оба требования, зависит конкурентоспособность его проекта.
— Как, на ваш взгляд, в дальнейшем будет развиваться сегмент доступного жилья в Крыму?
— Требования покупателей к жилью растут. С учетом высокой конкуренции между застройщиками будет идти постоянный поиск того, какие еще преимущества можно предложить клиентам.
К примеру, наша компания запустила линейку квартир с полной отделкой. Такие проекты мы начинали реализовать, еще когда Крым был в составе Украины, и тогда они пользовались определенным спросом. Сегодня мы возобновили такую практику и также видим позитивный отклик.