Молодые да лезвие
В прокате "Бегущий по лезвию 2049" Дени Вильнева
Выход "Бегущего по лезвию 2049" — фильма-сиквела Дени Вильнева — событие, к которому готовились фанаты классического сайфая Ридли Скотта. Вчера они выстроились в очереди перед кассами кинотеатров с самого утра. К ним присоединился Андрей Плахов.
Когда в 1982-м на экранах мира появился фильм-оригинал, снятый по роману Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", в разгаре была холодная война. Никто не думал, что в то же десятилетие исчезнет, словно фантом, СССР, а 2019 год, когда отставной детектив Рик Декард (Харрисон Форд) получал задание уничтожить взбунтовавшихся киборгов, казался далеким, как какая-нибудь космическая галактика. Но вот 2019-й уже, можно сказать, на подходе, и создатели сиквела забегают в своем воображении еще на тридцать лет вперед. Очередной виток войны между людьми и репликантами: угомонить последних призван теперь "бегущий по лезвию" безымянный и немногословный К. — Райан Гослинг с печальным меланхоличным взором.
Некоторую новизну сценаристы пытаются внести мотивом, впрочем, тоже заложенным уже в первоисточнике. Рейчел, женщина-репликант, пассия Декарда, еще тогда обнаруживала признаки эмоциональности, которые были не положены искусственным людям — "моделям" или "ангелам". Прошло не так много времени — и произошло судьбоносное событие, сравнимое по своему значению с непорочным зачатием: репликанты (не все, но избранные) обрели способность размножаться. И хотя эта "благая весть" тщательно скрывалась спецслужбами, к моменту, когда завязывается действие нового фильма, она вышла на поверхность и грозит взорвать сбалансированную систему сосуществования двух типов человекоподобных существ. Служивый К. оказывается в эпицентре этого взрыва, чреватого триумфом новой религиозной мифологии и даже репликантской революцией. Ее идеолог, женщина с горящими глазами (палестинская актриса Хиам Аббас), как будто вышла из романов Максима Горького с такими текстами на устах: "Погибнуть за правое дело — что может быть человечнее?"
Вообще женщины (середина XXI века!) в новом фильме играют ключевую роль не только в вопросах любви и размножения, но и в интригах планетарного масштаба: ради этого феминистского акцента введены персонажи Роберт Райт и Сильвии Хукс. (Только Ана де Арсас в роли Джой, виртуальной подруги героя, парадоксальным образом исполняет традиционные функции прекрасного пола.) Однако чем дальше дело движется к финалу, тем больше сюжет вязнет в выяснении семейных тайн, отношений потерянных детей и обретенных отцов. Этот крен в сторону "индийской мелодрамы" объясняет и явно чрезмерный метраж фильма (163 минуты), и небрежность в обрисовке таких важных персонажей, как, скажем, диктатор индустрии искусственного разума Уоллес (Джаред Лето).
Между тем это кино, невзирая на сказанное, все равно доставляет немалое удовольствие. Появление старика Харрисона Форда — в антураже "миллиона бутылок виски", Фрэнка Синатры и прочих поп-звезд середины ХХ века — прекрасное ностальгическое объяснение в любви к прошлому из будущего. Не одну улыбку способны вызвать у российских зрителей надписи кириллицей "Целина", "Горячий продукт СССР" и даже реклама Большого театра. В этих шутках из эпохи вновь актуализирующейся холодной войны с ее идеей остановленного времени больше смысла и глубины, чем в типично голливудских псевдофилософствованиях типа: "Порой любить кого-то — значит отпустить". Или: "Еще ничего не знаем о жизни, но уже боимся ее потерять". Зато вполне уместными кажутся упоминание о "Бледном огне" Набокова и невольно возникающие ассоциации с Андреем Тарковским, чье влияние на Голливуд с годами становится только очевиднее.
Главные достоинства новой картины лежат в плоскости визуального и звукового дизайна. Изображение работы выдающегося оператора Роджера Дикинса, саундтрек Бенджамина Уоллфриша и Ханса Циммера с включением тем Прокофьева и Вангелиса вовлекают нас в эмоциональное переживание, которое, кажется, вот-вот вернет ощущения от старого "Бегущего по лезвию". Но чудес не бывает, а настоящие открытия случаются все реже. Ридли Скотт в свое время стал пионером киберпанка и технонуара, Вильневу же остается роль дизайнера воспоминаний и режиссера-репликанта.