По широкому кружку проблем
Дмитрий Медведев провел совещание на тему дополнительного образования
Регионы России, за исключением двух-трех, сильно отстают от сроков исполнения майского указа президента, согласно которому зарплата педагогов дополнительного образования должна быть не ниже средней по региону уже с начала 2018 года. Вчера в рамках совещания о развитии системы допобразования в РФ премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился «дать дополнительный импульс» в этом направлении. Глава Минобрнауки Ольга Васильева предложила учредить в России профессиональный праздник работника дополнительного образования, однако господин Медведев ответил уклончиво.
«По мере возможностей мы увеличиваем финансирование этой сферы»,— сказал Дмитрий Медведев, открывая совещание о развитии системы дополнительного образования в России в московском Дворце пионеров. Сейчас в допобразовании работают 247 тыс. педагогов, их средняя зарплата составляет 32,9 тыс. руб., доложила глава Минобрнауки Ольга Васильева. При этом только два-три региона исполняют показатели, установленные майским указом 2012 года президента РФ Владимира Путина, уточнил глава Минтруда Максим Топилин. Напомним, уровень заработной платы педагогов дополнительного образования должен равняться средней зарплате по региону с начала 2018 года, до конца 2017 года — составить 95% от средней по региону. «По итогам первого полугодия — всего лишь 85%, то есть отставание во всех регионах серьезное»,— заметил господин Топилин, попросив премьера дать поручение региональным властям «обратить на это внимание».
Каждый регион самостоятельно разбирается со своими финансами, отметил Дмитрий Медведев, уточнив при этом, что «надо выполнять общие требования»: «Это касается и педагогов общеобразовательных школ, там ситуация несколько более простая, и педагогов дополнительного образования тоже». Напомним, в августе 2016 года Дмитрий Медведев посоветовал жалующимся на низкие зарплаты учителям зарабатывать деньги в бизнесе. Впрочем, вчера он об этом рецепте не вспоминал: «Я, кстати, в том числе и поэтому совещание и предложил провести, чтобы дать дополнительный импульс по зарплате педагогам дополнительного образования».
Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что столичные школы стали «центром интеграции всего городского пространства», а охват детей дополнительным образованием за несколько лет вырос в два раза. «Нам очень помогло создание специализированных классов — например, с медицинским вузом мы создали медицинские классы. Школы насыщены медицинским оборудованием и могут давать основные производственные знания и дополнительные, для этого не нужно никуда бежать, а в своей школе получить набор профессиональных навыков»,— сообщил господин Собянин. Примечательно, что в столичном Дворце пионеров к встрече с премьером подготовили выставку о том, как работает дополнительное образование в Москве. Дмитрию Медведеву показали, в частности, как школьники пристально вглядываются в медицинские микроскопы. Такого оборудования занимающиеся в профильных кружках дворца «до сих пор не видели», сообщили “Ъ” родители учащихся на условиях анонимности.
На особенности дополнительного образования в регионах внимание присутствующих обратила вице-губернатор Тамбовской области Наталья Астафьева: «Сергей Семенович (Собянин.— “Ъ”) говорит, что школа в городе должна стать центром притяжения, а в селе это общественно-активная часть, политическая, идеологическая, то есть школа формирует трудовые резервы, и в общем село нас кормит — это важный аспект идеологический».
Гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева сообщила, что в целях улучшения профориентации школьников АСИ разработало «Атлас новых профессий», в котором указано, какие профессии исчезнут в ближайшее время. Премьер Дмитрий Медведев попросил уточнить, как именно определяют профессии, которые не будут востребованы. Госпожа Чупшева пояснила, что эксперты выстроили «целую систему» и привела пример: «Раньше была профессия — когда мы играли в боулинг, кегли не автоматически вставали, а был специальный человек, который их ставил. Или чистить обувь — сегодня это делают аппараты». «То, что вы привели в пример, это, конечно, не совсем профессии,— возразил господин Медведев.— А вот водитель, например, лет через 30–40 может так статься, что это будет редкая профессия».
Ольга Васильева даже предложила премьер-министру учредить в России профессиональный праздник работника дополнительного образования. «Чем больше праздников, тем лучше, да?» — ушел от ответа Дмитрий Медведев. Глава правительства, подчеркнув, что «тема дополнительного образования является исключительно важной для нашего государства», впрочем, отметил: «то, как регион занимается дополнительным образованием, в значительной степени зависит от позиции самого региона», а федеральные власти в основном заняты общим образованием.