Гомеопатию оставят без рекламы
Госдуме предлагают ввести спецмаркировку для препаратов с недоказанной эффективностью
В Госдуму внесен законопроект, предлагающий разрешить рекламу гомеопатических лекарств в РФ только на мероприятиях для врачей и фармацевтов и снабдить их упаковки специальной надписью. Она должна сообщать потребителю о недоказанной эффективности лечения гомеопатией. Эти меры могут дополнительно ограничить снижающиеся продажи на российском рынке таких препаратов — сейчас он тем не менее оценивается в несколько миллиардов рублей в год.
На этой неделе сенатор от Владимирской области Антон Беляков внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предлагающий ограничить рекламу гомеопатических препаратов. Она должна быть разрешена только на выставках, конференциях и других мероприятиях для врачей и фармацевтов и в специализированных медицинских изданиях. Также сенатор выступает за введение специальной маркировки для упаковок гомеопатических препаратов. Как следует из документа, на них нужно наносить надпись, сообщающую потребителю о том, что препарат является гомеопатическим и не обладает «клинически доказанными лечебными свойствами». Поправки предлагается внести в законы «Об обращении лекарственных средств» и «О рекламе». Как следует из пояснительной записки к документу, актуальность наличия такой надписи вызвана высокой популярностью гомеопатии в разных сегментах, включая даже противоопухолевый. Хотя сами препараты безвредны, пациенты часто принимают их вместо лекарств с доказанным эффектом — что позволяет их болезни развиваться. Причиной популярности гомеопатии господин Беляков видит рекламу, которая, по его мнению, не должна быть доступна потребителю на тех же условиях, что и реклама лекарств.
Данные о состоянии гомеопатического сегмента на российском рынке, впрочем, свидетельствуют о падении интереса населения к таким препаратам. Сейчас, по данным НП «Национальный совет по гомеопатии», в России зарегистрировано 28 компаний-производителей, продающих около 2 тыс. наименований таких препаратов. По оценке аналитической компании DSM-Group, в 2016 году объем рынка гомеопатии составил 8,6 млрд руб.— по сравнению с 2015 годом он сократился на 5%. Итоги первого полугодия 2017 года показывают тот же тренд — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи сократились на 4,4%. Максимальная доля продаж (в рублях) приходится на препараты оциллококцинум (24,5%), траумель (9,3%) и мастодинон (8,3%). Часть продаж приходится на госсегмент — в системе мониторинга государственных контрактов «Единая информационная система в сфере госзакупок» как среди уже заключенных, так и среди планируемых торгов есть заявки на поставку «гомеопатических средств». Их закупают медучреждения Москвы и других регионов.
Ранее, напомним, Минздрав сообщал, что не предлагает пациентам государственных клиник и больниц гомеопатические препараты. С таким заявлением ведомство выступило после публикации меморандума Российской академии наук (РАН), в котором утверждалась ненаучность лечения гомеопатией (подробнее см. “Ъ” от 2 февраля). В сентябре текущего года аналогичное заявление распространил и Научный консультативный совет европейских академий (EASAC), назвав гомеопатию «бессмысленной». Впрочем, закупка гомеопатии за бюджетные средства — пока обычная практика и для европейских стран: в 2017 году от этого отказалась только Великобритания.
Выступление экспертов РАН зимой нынешнего года привлекло к себе большое общественное внимание — тогда оно даже получило поддержку Федеральной антимонопольной службы, но позже один из его авторов был уволен из академии. Впрочем, очевидно, что рынок гомеопатии — только небольшая часть продуктов, которые в РФ продаются как обладающие лечебными свойствами. Так, в сентябре представители ФСБ арестовали по подозрению в мошенничестве продавцов аппаратов для увеличения потенции стоимостью несколько сотен тысяч рублей (подробнее см. “Ъ” от 2 сентября).