Турция и США перекрыли въезд друг другу
Анкара и Вашингтон перестают быть стратегическими союзниками
Отношения США и Турции переживают острейший кризис за последние десятилетия. Турецкий премьер Бинали Йылдырым, комментируя приостановку выдачи гражданам страны неиммиграционных американских виз, обвинил США в действиях, несовместимых со стратегическим партнерством. Решение американских властей, обрушившее турецкую лиру и ограничившее свободу перемещения тысяч людей, было принято в ответ на арест в Стамбуле двух сотрудников генконсульства США, имеющих турецкое гражданство и обвиняемых на родине в участии в антиправительственном заговоре. Введение «визового занавеса» стало новым раздражителем в длинном списке проблем, превращающих Турцию из стратегического плацдарма США на Ближнем Востоке в неуступчивого оппонента.
Заявление Бинали Йылдырыма, ставшее свидетельством эскалации в отношениях США и Турции, прозвучало на днях на его встрече с парламентской фракцией правящей Партии справедливости и развития. Встреча с депутатами проходила на фоне обвала биржевых индексов и резкого снижения курса турецкой лиры, достигшего минимума с 30 января.
«Стратегические партнеры не должны вести себя подробным образом, наказывать людей»,— отреагировал премьер на обнародованное в минувшее воскресенье заявление посольства США в Анкаре о том, что американские дипмиссии приостанавливают выдачу турецким гражданам неиммиграционных виз. Объясняя арест в Стамбуле двух сотрудников генконсульства США, заставивший американскую сторону опустить «визовый занавес», премьер напомнил: турецкие власти возбудили уголовные дела не против американцев, а против граждан собственной страны. И тот факт, что они работают в генконсульстве США, не дает им иммунитета от судебного преследования у себя на родине. «Турция — правовое государство, которое не нуждается в разрешении США кого-то задержать,— отметил глава турецкого правительства и предупредил: — Никаких привилегий для подозреваемых не будет».
В среду премьер Йылдырым продолжил комментировать визовый скандал, напомнив о «зеркальном ответе» Турции (посольство страны в США с начала этой недели приостановило выдачу виз американцам). Впрочем, при этом он выразил надежду на «скорое возвращение отношений в нормальное русло».
Напомним, что невольным виновником скандала оказался арестованный 4 октября сотрудник генконсульства США, гражданин Турции Метин Топуз, которому было предъявлено обвинение в «нарушении норм конституции» и «попытке сместить правительство». Имя Топуза всплыло в ходе расследования обстоятельств попытки госпереворота, предпринятой 15 июля прошлого года оппозиционно настроенными силовиками. За их действиями, как считают в Анкаре, стоят живущий в США с 1999 года исламский проповедник Фетхуллах Гюлен и связанная с ним организация FETO. Вскоре после задержания Метина Топуза появилось сообщение об аресте еще одного сотрудника американской дипмиссии, имеющего турецкое гражданство (его имя не называется).
В то время как турецкая сторона настаивает на своем праве инициировать уголовное преследование своих граждан, не согласовывая такие шаги с Вашингтоном, США считают координацию действий обязательной в рамках стратегического партнерства с Анкарой.
«Турецкое правительство не поделилось информацией, которая бы свидетельствовала о том, что сотрудник был вовлечен в какую-то нелегальную деятельность. Этот арест поднимает вопросы, было ли целью ряда официальных лиц подорвать сотрудничество между Турцией и США»,— заявил посол США в Анкаре Джон Басс. По версии Вашингтона, прикрываясь законом, турецкие власти занимаются политическими преследованиями, жертвами которых и стали сотрудники генконсульства в Стамбуле.
После массовых чисток в госаппарате и силовых структурах, прошедших в прошлом году, на этой неделе в Анкаре было объявлено о новой волне арестов. Были задержаны 70 действующих военнослужащих. Представители высшего офицерского состава, как и сотрудники консульства США в Стамбуле, подозреваются в связях с организацией FETO.
Новый скандал сделал еще более неопределенными перспективы двусторонних отношений, которые так и не удалось нормализовать в ходе состоявшегося в мае визита в Вашингтон президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его переговоров с главой Белого дома Дональдом Трампом.
Нежелание выдать Анкаре Фетхуллаха Гюлена, которого президент Эрдоган считает главной угрозой своей власти, остается ключевым, но далеко не единственным препятствием для восстановления турецко-американских отношений.
Введение «визового занавеса» стало еще одним свидетельством превращения Турции из стратегического плацдарма Соединенных Штатов в их неуступчивого оппонента на Ближнем Востоке.