«Ростех» технично ушел от штрафов
Он досрочно вернул вагоны «УВЗ-Логистик» без санкций
«Ростех» сумел забрать из аренды у Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД 27,2 тыс. полувагонов «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ) без штрафов. С 1 ноября парк вернется к собственнику. Теперь УВЗЛ, подконтрольной «Ростеху» через Уралвагонзавод, предстоит самостоятельно оперировать парком в условиях дефицита полувагонов, вызывающего жалобы властей регионов и отраслевых ассоциаций.
Как и предсказывал “Ъ”, «Ростех» забрал парк «УВЗ-Логистик» у ФГК, входящей в ОАО РЖД. Как сообщило сегодня ОАО РЖД, монополия и госкорпорация «приняли совместное решение о досрочном расторжении договора аренды» ФГК и УВЗЛ. Это решение было принято на внеочередном собрании акционеров ФГК 13 октября, сообщает ОАО РЖД, уточняя, что штрафных санкций к УВЗЛ не последует.
В ноябре 2015 года, когда на фоне профицита вагонов на рынке наблюдался кризис, а средняя ставка предоставления полувагонов составляла лишь 550–600 руб. в сутки, ФГК арендовала у УВЗЛ до конца 2018 года 27,2 тыс. полувагонов (из них 5,9 тыс. инновационных). Но в конце 2016 года Владимир Путин передал Уралвагонзавод «Ростеху», и уже в июле этого года глава госкорпорации Сергей Чемезов попросил президента ОАО РЖД Олега Белозерова оперативно принять решение по возврату полувагонов УВЗЛ до конца года — путем досрочного прекращения договора и увеличения арендной ставки «до рыночного уровня в 1,3 тыс. руб. за вагон в сутки до момента возврата вагонов» (см. “Ъ” от 14 сентября).
Но по сведениям источников “Ъ”, сумма штрафа за досрочное расторжение, прописанная в условиях договора, составляла 4 млрд руб.— «Ростех» же не хотел платить. Идея вернуть вагоны без штрафов не встретила понимания у ОАО РЖД, но после выхода вопроса на правительственный уровень его удалось решить. После передачи парка доля полувагонов ФГК на российском рынке составит 18,8%.
«Переговоры завершились успешно: удалось достичь взаимопонимания с ОАО РЖД по вопросу возврата полувагонов из парка ФГК,— говорит Сергей Чемезов.— С 1 ноября 27,2 тыс. полувагонов вернутся собственнику — УВЗЛ — без каких-либо штрафных санкций». Он добавил, что «этот шаг будет иметь положительный эффект для транспортной отрасли, машиностроения, а также других отраслей, работа которых напрямую связана с железнодорожными перевозками».
Но собеседники “Ъ” и эксперты ранее отмечали, что досрочный возврат вагонов не позволит ФГК удовлетворить потребности грузоотправителей, что может спровоцировать масштабный дефицит полувагонов, совмещающийся с сезонным пиком вывоза некоторых грузов. Так, на дефицит полувагонов для вывоза соли ранее жаловалась ассоциация «Руссоль», уточняя, что ФГК и ПГК не удовлетворяют заявки в полном объеме из-за дефицита (см. “Ъ” от 12 октября). А губернатор Карелии Артур Парфенчиков обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой разобраться с нехваткой полувагонов для щебня, аренда которых выросла в стоимости с 2015 года в семь раз (см. сегодняшний “Ъ”).
Как консолидируется рынок железнодорожных операторов
Федеральная грузовая компания (ФГК) ОАО РЖД продолжает лидировать на рынке железнодорожных операторов, опережая ключевого конкурента — Первую грузовую компанию (ПГК) Владимира Лисина — по большинству показателей. Но ПГК продолжала наращивать парк, закупив в первом полугодии у Уралвагонзавода 7 тыс. полувагонов.