Подрядчики по госконтрактам опасаются банкротств
Ситуация в строительной сфере Петербурга и Ленобласти остается напряженной — количество банкротств строительных компаний увеличивается, а объем работ снижается. Трудности испытывают и компании, работающие по госконтрактам. Эксперты рынка считают, что в систему госзакупок нужно вносить коррективы.
По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), в первом полугодии 2017 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области банкротами стали 138 строительных компаний — на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда под процедуру банкротства попали 107 компаний. Всего за 2016 год банкротами были признаны 278 строительных организаций Петербурга и области.
Особенно чувствительны для города банкротства строительных компаний, строящих инфраструктурные проекты на госконтрактам. В частности, в прошлом году обанкротились компании «Мостострой № 6» и «Мостоотряд № 19», которые были одними из крупнейших подрядчиков комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Их объекты пришлось передавать для достройки другим компаниям. Не справляются с ситуацией на рынке и более мелкие компании, которые занимаются строительством по госконтрактам социальных объектов (школ, детских садов). На заседании правительства в Смольном в октябре текущего года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко раскритиковал чиновников, в том числе представителей комитета по строительству, за низкий уровень освоения средств адресной инвестиционной программы (на начало октября комитет смог освоить лишь 25,6% от выделенной суммы). Такие темпы освоения бюджета чиновники часто объясняют тем, что подрядчики срывают сроки сдачи объектов или вовсе банкротятся и для достройки приходится искать другие компании. Однако губернатор призвал не рассматривать нерадивость подрядчика как объективную причину низкого освоения бюджета, отметив, что в городе «нерадивые заказчики, а не подрядчики».
По мнению экспертов рынка, трудности, которые возникают у работающих по госконтрактам компаний, имеют не только экономические причины (высокая кредитная нагрузка, сильная конкуренция, рост себестоимости строительства), но и административные (новые требования законодательства и нормативной документации, несовершенства в системе госзакупок, трудности с приемкой работ и получением оплаты по контракту).
Конкурсные трудности
Зачастую сложности у строительных компаний возникают уже на этапе участия в конкурсах на получение госконтрактов.
Генеральный директор СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов считает, что основным негативным фактором, с которым сталкиваются добросовестные подрядчики по госконтрактам, является ценовой демпинг, при котором победителями конкурсов становятся фирмы, не имеющие достаточной квалификации, опыта, специалистов, материальных ресурсов.
«Иногда госконтракты вообще достаются компаниям-однодневкам, созданным специально под проект. Итогом политики ценового демпинга становится срыв сроков или невыполнение работ, а также снижение качества строительства»,— комментирует Алексей Белоусов.
Еще одна проблема — устаревшая система ценообразования со сметными нормами, которые не соответствуют рыночным реалиям. Генеральный директор ОАО «Метрострой» Николай Александров отмечает, что сейчас компания вынуждена работать по базе 2001 года, хотя за 16 лет технологии строительства шагнули далеко вперед, появились новые материалы. Еще совсем недавно допускалось использование индивидуальных расценок, но теперь Главгосэкспертиза их уже не принимает. По словам эксперта, база технологий, материалов и расценок на строительные работы нуждается в обновлении.
«Мы готовы участвовать в формировании расценок на технологии, которые у нас были внедрены и в дальнейшем будут применяться как в Петербурге, так и в других городах. Мы в этом кровно заинтересованы. Например, сейчас мы участвуем в разработке расценки на проходку двухпутных тоннелей. Никто, кроме петербургского “Метростроя”, который проложил уже два участка такого тоннеля, не сможет сделать этого»,— рассказывает Николай Александров.
Устаревшая система ценообразования нередко приводит к тому, что цены контрактов не соответствуют рыночным реалиям и являются заниженными, а подрядчики вынуждены рисковать, соглашаясь выполнить работы за указанную сумму или дешевле.
Сложности с документацией
Трудности у компаний, возводящих важные инфраструктурные объекты, возникают и на этапе получения участков под строительство и согласования проектной документации. К примеру, компания «ЛСР-Строй», занимающаяся реконструкцией трамвайных путей в Красногвардейском районе в рамках концессионного соглашения между Смольным и ТКК, отстала от графика выполнения работ из-за задержек в передаче участков под строительство новой линии. Еще одной причиной отставания стало то, что проектную документацию, уже получившую положительное заключение государственной экспертизы, пришлось переделывать после согласования технической документации с «Горэлектротрансом». Смольный начал грозить подрядчику штрафом за срыв срока выполнения работ, но в итоге компания отставание устранила.
Бюрократические задержки могут возникнуть и после выполнения подрядчиком работ — во время сдачи исполнительной документации и проведения расчетов.
«Основная проблема, которая сейчас остро строит перед нашей компанией, — это отсутствие четко систематизированной работы по сдаче и приемке исполнительной документации. Город в лице КРТИ хочет контролировать каждый рубль, при этом забывая, что, тратя на рассмотрение исполнительной документации месяцы, он останавливает дальнейшую работу по строительству. Несвоевременно погашенный аванс, не вовремя полученные средства за выполненные работы подрывают хозяйственную деятельность не только генподрядчика, но и подрядных организаций. Отсюда задержки в выплате заработной платы, налогов, как следствие — штрафы налоговой и трудовой инспекций, а это дополнительные расходы»,— комментирует генеральный директор ОАО «Метрострой» Николай Александров.
В результате исполнителям работ по госконтрактам нередко приходится судиться со своими подрядчиками и с налоговыми органами, неся еще и судебные издержки. По данным PACK, в 2016 году в Петербурге количество судебных споров с участием строительных организаций возросло на 20% по сравнению с 2015 годом. Участники рынка отмечают, что и в 2017 году количество судебных разбирательств с участием строителей остается большим.
Проблем много: сложности с согласованием проектной и исполнительной документации, несвоевременное получение средств за уже выполненные работы, вытекающие из этого судебные тяжбы с подрядчиками. Добавим к этому штрафы от контролирующих органов. Всё это может привести к серьезным финансовым проблемам у работающих по госконтрактам строительных компаний, вплоть до начала процедуры банкротства. Ситуацию усложняет система банковского сопровождения государственных подрядчиков, которая не позволяет застройщикам расходовать средства эффективно и часто заставляет их увеличивать кредитную нагрузку. Эксперты уверены: система госзаказа остро нуждается в корректировках.
Необходимые перемены
По мнению участников рынка, одной из мер для улучшения ситуации в системе госзаказа должна стать разработка четких критериев, по которым будет выбираться генподрядчик для исполнения госконтракта. Это поможет решить проблему демпинга, когда подрядчик выбирается только по критерию цены, а его профессиональный опыт не учитывается. По словам Алексея Белоусова, ассоциация «Национальное объединение строителей» уже разработала проект федерального закона, предусматривающий при проведении конкурсных процедур квалификационный отбор, который должен помочь отсечь от госконтрактов недобросовестные компании.
Вторая важная мера — обновление устаревших сметных норм и создание открытой системы ценообразования, чтобы стоимость выставляемых на торги объектов соответствовала рынку. Необходимость этого уже признана на федеральном уровне: в начале октября Минстрой РФ объявил о запуске Федеральной государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В ней будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов по всей стране с учетом территориальной специфики. И уже на основе этой информации будут сформированы ценовые нормы для расчета сметной стоимости строительства. Первое размещение в системе сметных цен строительных ресурсов, полученных по результатам мониторинга, запланировано на 15 декабря текущего года.
Кроме того, строители выступают за введение ответственности заказчика за качество рабочей документации и своевременность ее выдачи генеральному подрядчику, а также ответственности госструктур за выдачу разрешения на строительство и других необходимых разрешительных документов. Еще один важный пункт — пересмотр принципов банковского сопровождения, которое зачастую мешает подрядчикам эффективно расходовать средства на проведение работ.
Очевидно, что городам нужна новая транспортная инфраструктура и социальные объекты, а компаниям — контракты, которые позволят остаться на плаву и сохранить штат сотрудников. Чиновникам и застройщикам необходимо договариваться, иначе в скором времени строить объекты по госконтрактам будет просто некому.