Крым требует от Тамани все больше
Изменились условия конкурса на строительство новой ТЭС
Как выяснил „Ъ“, проект новой ТЭС в Тамани, ставший отправной точкой для скандала с поставками турбин Siemens в Крым, претерпит новые изменения. Общая мощность станции может достигнуть 465 МВт (к 2023 году, по оценкам «Системного оператора», потребуются еще 100 МВт), из них до 160 МВт должны работать на российском оборудовании. Вероятный поставщик — Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) «Ростеха». Но ТЭС в любом случае будет использована в том числе для снабжения Крыма, что ограничивает интерес к конкурсу, а потребители в целом считают подход Минэнерго к закрытию энергодефицита на юге России неэффективным.
Правительственная комиссия по электроэнергетике 30 октября рассмотрела вопрос строительства новой ТЭС в Тамани. Согласно документам, с которыми ознакомился „Ъ“, мощность станции должна составить 465 МВт, чтобы закрыть дефицит на юго-западе Краснодарского края в летний период 2021 года. Мощность на рынок станция должна начать поставлять с 1 декабря 2020 года. Как следует из презентации Минэнерго к заседанию правительственной комиссии, нештрафуемая отсрочка ввода станции составит 12 месяцев. Отбор инвесторов пройдет в 2018 году, точные даты в Минэнерго „Ъ“ не раскрыли.
В технических требованиях к конкурсу отмечается, что требования по локализации не распространяются на мощность 305 МВт, тогда как для 160 МВт обязательна поставка российского оборудования: котла, паровой и газовой турбин, газопоршневого двигателя и генератора. Минимальная мощность газотурбинной установки — 25 МВт. Эта формулировка подтверждает информацию „Ъ“ о том, что конкурс в Тамани может быть разделен на две части и российское оборудование будет поставлять Объединенная двигателестроительная компания (подконтрольна «Ростеху»; см. „Ъ“ от 10 октября). В ОДК „Ъ“ подтвердили интерес к поставке оборудования на Таманскую ТЭС.
Вероятным претендентом на локализованную часть контракта считается другая структура «Ростеха» — «Технопромэкспорт», строящий сейчас две станции в Крыму (в целом 940 МВт). Эта структура уже объявляла о намерении участвовать в первом отборе на строительство Таманской ТЭС (тогда не поступило ни одной заявки) и даже предварительно закупила четыре турбины у Siemens, которые затем в нарушение западных санкций были переброшены для установки на крымские станции.
В презентации также уточняется, что общий переток мощности с материковой части РФ в Крым, в том числе через Таманскую ТЭС, в 2021 году составит около 580 МВт, в 2022 году — 600 МВт, в 2023 году — 630 МВт. Но мощности Таманской ТЭС в перспективе может не хватить для закрытия дефицита в Краснодарском крае. По мнению «Системного оператора» (СО, диспетчер энергосистемы), мощность ТЭС надо будет увеличить до 570 МВт к 2023 году. В комментарии СО к техтребованиям к конкурсу отмечается: непокрываемый дефицит мощности на юге РФ отчасти снизится после завершения строительства ЛЭП «Ростовская – Тамань» в декабре 2017 года, однако с 2019 года снова начнет расти.
То, что часть мощности станции будет использоваться для снабжения Крыма, потенциально ограничивает количество участников, считает источник „Ъ“ в одной из генкомпаний. По его мнению, решение о снижении price cap (верхнего потолка цены) с 2,115 млн до 1,7 млн руб. за 1 МВт также делает условия конкурса менее привлекательными. Еще один собеседник „Ъ“ отмечает, что на строительство новой генерации должно отводиться не менее трех лет. В «Сообществе потребителей энергии» заявляют, что СО обосновывает строительство ТЭС кратковременным ремонтным режимом, то есть большую часть времени мощность будет простаивать. В ассоциации добавляют также, что нет пояснений, почему не рассматриваются более дешевые альтернативы с «расшивкой» сетей или поддержкой распределенных энергообъектов.
Наталья Порохова из АКРА считает условия конкурса привлекательными, так как цена строительства ТЭС в Тамани в три-четыре раза выше, чем у старых договоров на поставку мощности. «Но по Крыму остаются проблемы с санкционным режимом, и условия могут быть интересны ограниченному кругу компаний»,— признает она. По оценке аналитика, общий платеж потребителей из-за строительства этой станции вырастет на 12,7 млрд руб. в год — 0,5% от конечной цены электроэнергии.