"Метрострой" поднимается на Северную верфь
Компания выполнит модернизацию завода, на которую пока нет денег
Тендер на первый этап модернизации Северной верфи стоимостью 6 млрд рублей выиграл "Метрострой", основную загрузку которого обеспечивает строительство петербургского метро. Предприятие рассчитывает при помощи контракта увеличить свою финансовую устойчивость. Однако вопрос с финансированием проекта из федерального бюджета на сегодня не решен. ОСК пытается получить деньги на проект в течение последних двух лет.
Петербургское ОАО "Метрострой", монополист на петербургском рынке метростроения, выиграло тендер на возведение эллинга на территории Северной верфи, входящей в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Итоги запроса предложений в электронной форме опубликованы на портале fabrikant.ru. На подряд судостроительного завода начальной стоимостью 6,333 млрд рублей также претендовало самарское ООО "Больверк", имеющее опыт в строительстве гидротехнических сооружений. "Больверк", по данным официального сайта, занимался берегоукреплением набережной у Дома правительства Московской области, обустраивал причальные сооружения для Салмановского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (эксплуатируется НОВАТЭКом) и грузовые причалы для нескольких нефтеперерабатывающих заводов.
Как говорится в протоколе заседания закупочной комиссии, "Метрострой" предложил построить эллинг за более высокую цену: 6,05 млрд рублей против 5,9 млрд рублей, предложенных "Больверком". Но после очной переторжки петербургская компания все равно опередила "Больверк" на 0,01 балла. По методике подсчета баллов, применяемой закупочной комиссией Северной верфи, учитывались цена предложения, опыт выполнения аналогичных работ, наличие машин и механизмов, финансовые показатели. Второй и третий показатели участников тендера были оценены комиссией одинаково. По параметру предложенной цены "Больверк" набрал 50 баллов против 48,76 балла у "Метростроя". Но решающим показателем оказались финансовые показатели предприятий: 4 балла у "Метростроя" против 2,75 балла у "Больверка".
По данным базы "СПАРК-Интерфакс", в прошлом году "Метрострой", основной доход которого приносят работы по строительству метро в Петербурге, получил 497,8 млн рублей прибыли при обороте в 24,5 млрд рублей. Показатели частного ООО "Больверк" ниже в несколько раз: 35,7 млн рублей прибыли при выручке в 2,6 млрд рублей.
По итогам тендера закупочная комиссия верфи предложила признать победителем "Метрострой". Контракт на проведение работ будет заключен в том случае, если у УФАС и материнской ОСК не возникнет претензий к проведенной конкурсной процедуре и подрядчику.
О модернизации Северной верфи ОСК объявила еще в конце 2015 года. Предполагалось, что первый этап — реконструкция западной набережной и строительство новых инженерных сетей за 2 млрд рублей — будет проведен в течение 2016-2017 годов. Но из-за отсутствия денег работы так и не были начаты: весной 2016 года выяснилось, что федеральное правительство не одобрило выделение бюджетных средств на реконструкцию завода.
Сегодня ОСК снова пытается убедить федеральное правительство в необходимости проекта. "Финансирование первого этапа модернизации будет осуществляться с привлечением государственной поддержки",— пояснили в корпорации. В начале октября в ОСК отмечали, что если правительство РФ согласится выделить на реконструкцию бюджетные деньги, то первые средства Северная верфь получит до конца года.
Как отметили в "Метрострое", работы на объектах, не относящихся к петербургскому метрополитену, помогают предприятию достичь финансовой устойчивости. "Участие в подобных проектах позволяет обеспечивать работой все организации, входящие в структуру "Метростроя"",— сказали в пресс-службе компании. В качестве опыта работ, не относящихся к метростроению, в компании привели возведение ЛАЭС-2, футбольного стадиона на Крестовском острове, второй сцены Мариинского театра, в которых "Метрострой" принимал участие.
В компании не сомневаются, что ОСК имеет средства на проведение реконструкции, полагая, что в отсутствие средств тендер не объявлялся бы. Однако в течение двух предшествующих лет заказчик неоднократно проводил тендеры на модернизацию, которые впоследствии из-за отсутствия средств отменял.