Что смотреть на фестивале «CONTEXT. Diana Vishneva»
Выбор Татьяны Кузнецовой
Пять лет назад "CONTEXT. Diana Vishneva" пушечным ядром пробил плотные ряды осенних международных фестивалей, расчистив себе территорию для культуртрегерской деятельности. Успех новорожденному фестивалю принесла его основательница: Диана Вишнева не только контролирует все мероприятия — каждый год она танцует новую хореографию, не известную российской публике. Личное участие балерины сделало "CONTEXT" элитарным и модным — среди поклонников звездной Дианы много влиятельных персон. Так что именно с ее легкой ноги современный танец ныне почитается актуальнейшим из искусств. За прошедшие годы сформировалась структура фестиваля: конкурс молодых российских хореографов, цикл фильмов о балете, просветительские лекции, гастроли двух-трех иностранных трупп и главное событие — гала-концерт. В юбилейный год фестиваль удвоил влияние: после Москвы его программа в модифицированном виде будет показана в Санкт-Петербурге. Татьяна Кузнецова рассказывает о главных пунктах программы
Гала-открытие
Это основное событие фестиваля — по статусу и художественному изобилию. В один вечер выступит сразу несколько современных трупп (от знаменитой британской Random Dance Company Уэйна Макгрегора до дебютирующей в России Bodytraffic из Лос-Анджелеса). В программу включена хореография ведущих современных хореографов — от признанного европейского авангардиста Сиди Ларби Шеркауи до Джастина Пека, юного кумира американцев. Уникальная Алессандра Ферри (классическая балерина с идеальными ногами и редким актерским даром, которая обрела вторую молодость, разменяв шестой десяток и став героиней балетов Ноймайера и Макгрегора) исполнит с Германом Корнехо новую миниатюру Уэйна Макгрегора "Withness" на музыку Нильса Фрама. Мировую премьеру испанца Гойо Монтеро "Asunder" ("На части"), поставленную специально для фестиваля на музыку Шопена и Вагнера в современных аранжировках, исполнит пермская балетная труппа. Хореографию Монтеро выбрала и Диана Вишнева: вместе с Оскаром Алонзо она станцует финальное па-де-де из его версии "Спящей красавицы".
Москва, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, 13 и 14 ноября, 19.00 Гала-закрытие: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 19 ноября, 19.30
«Нижинский»
С молодой компанией Эрика Готье Диана Вишнева дружит с первого своего "Контекста", что свидетельствует о прозорливости балерины: Gauthier Dance ныне на гребне популярности. Базируется труппа в Штутгарте, и это обстоятельство помогло ей с "Нижинским": одноактный балет на музыку Шопена и Дебюсси поставил хореограф-резидент Штутгартского балета Марко Гекке — еще молодой, но крайне востребованный автор с оригинальной, весьма нервической и крайне выразительной лексикой. В этой постановке Гекке, вообще-то убежденный противник балетной нарративности, следует за биографией Нижинского, перемешивая ее с поэтическими метафорами и психоанализом: среди персонажей Мать и Терпсихора, Врач — и двойник Нижинского некий "некто" — и жена танцовщика Ромола. Конечно, после эпоса Ноймайера кажется, что о Нижинском уже сказано все. Однако беспокойный талант Гекке может приоткрыть новые бездны души гениального безумца.
Москва, Театр имени Моссовета, 14 и 15 ноября, 20.00 Санкт-Петербург, БДТ имени Товстоногова, 18 ноября, 19.00
Балеты Стравинского
Премьера трех балетов Игоря Стравинского — "Поцелуя феи", "Петрушки" и "Жар-птицы" в постановке главных российских ньюсмейкеров — состоялась в мае этого года на Дягилевском фестивале. И хотя автор проекта Теодор Курентзис не участвует в "CONTEXT" (балеты Стравинского доверены пермскому дирижеру Артему Абашеву и оркестру Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко), это не помешает оценить работы российских экспериментаторов. "Поцелуй феи" Вячеслав Самодуров поставил в своей излюбленной — одновременно очевидной и изощренной — постбаланчинской манере. Владимир Варнава сочинил "Петрушку" по образу и подобию площадного театра: в его балаганчике главную марионетку танцует сама Диана Вишнева, поначалу неузнаваемая в своей бесполо-клоунской отваге. А худрук Пермского балета Алексей Мирошниченко вместо декоративной сказки про "Жар-птицу" устроил экскурс по балетному ХХ веку, отобрав знаковых хореографов и стилизовав их фирменные приемы.
Москва, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, 15 ноября, 19.00