Что смотреть на фестивале нового европейского театра NET
Выбор Ольги Федяниной
Можно сказать, что фестиваль NET относится к своей публике с большим доверием, чем любой другой российский театральный фестиваль: каждый год он берет в программу новые имена, сложные форматы, незнакомые названия. В этом году диапазон афиши — от исчезнувших спектаклей берлинского театра "Фольксбюне" до исчезающих рисунков выдающихся европейских режиссеров в видеоинсталляции Бориса Юхананова. Weekend выбрал шесть названий из программы фестиваля, который в этом году продлится больше месяца — с 10 ноября до 14 декабря
видеоинсталляция
«Тающий апокалипсис»
Борис Юхананов — единственный, кажется, современный режиссер, который давно и последовательно работает над тем, чтобы превратить разговор об искусстве в произведение искусства. В данном случае получилась медитативная видеоинсталляция, ее героями стали выдающиеся режиссеры Хайнер Геббельс, Теодорос Терзопулос и Ромео Кастеллуччи. Объединяет их то, что в прошедшие три сезона все они сделали по одной постановке в Электротеатре, который возглавляет Юхананов. Каждый из героев наносит на специальный камень водяной рисунок, который символизирует его творчество,— видео продолжается столько, сколько нужно воде, чтобы высохнуть. Пока рисунок исчезает, режиссеры за кадром рассуждают о своих эстетических принципах — европейский сюжет, обернутый японской элегантностью.
Электротеатр «Станиславский», 11-30 ноября
кинопроект
«Последний год "Фольксбюне"»
В этом году на театральной карте мира неожиданно образовалась довольно существенная дыра. Режиссер Франк Касторф больше не возглавляет театр "Фольксбюне", которым он руководил 25 лет, а все спектакли театра сняты с репертуара, потому что отставка интенданта сопровождалась еще и радикальным изменением концепции руководства. Исчезли не только спектакли самого Касторфа, в том числе грандиозный "Фауст", которым он попрощался со своей сценой и своей публикой, но и спектакли других известнейших режиссеров. Ни один фестиваль уже не сможет показать эти спектакли вживую, но NET организует показы видеозаписей спектаклей прошлого сезона "Смешанные лица, знакомые чувства" (режиссер Кристоф Марталер), "Пфуш" (режиссер Герберт Фрич), "Фауст" (режиссер Франк Касторф, фрагменты). Видео представляют и комментируют арт-директора фестиваля и шеф-драматург "Фольксбюне" Себастьян Кайзер.
Кинотеатр «Каро 11 Октябрь», 16-19 ноября
мультижанровые перформансы
«Соприкосновение», «Градостроительство», «SOS», «Вниз к нулю»
Куратор Нового пространства Театра наций Вера Мартынов собрала для афиши фестиваля четыре разных перформативных эксперимента. Тактильный перформанс Катрин Решетниковой "Со-прикосновение" дает участникам уникальный опыт "вслушивания" в собственное тело. Танцевальный перформанс архитектора Наринэ Тютчевой и хореографа Татьяны Чижиковой "Градостроительство" посвящен трактату Ле Корбюзье 1926 года и тому, как городское пространство формирует человека, его движение, его физическую жизнь. Сценическая кантата "SOS (The Song of Songs)" самой Веры Мартынов и композитора Алексея Сысоева исполняется силами 14 певцов, двух чтецов, перкуссии и телеграфного ключа, а либретто включает в себя тексты "Песни песней Соломона", письма Плиния Младшего и дневников создателей перформанса. Музыкальный перформанс "Down To Zero" ("Вниз к нулю") Алексея Коханова посвящен пространству как звучащей среде, к которой должны приспособиться зрители — они же слушатели и участники.
Новое пространство Театра наций, 18, 19 ноября, 3, 4, 5 декабря
спектакль-диспут
«Мартин Лютер»
Несмотря на русское имя Борис Никитин — режиссер и автор сугубо швейцарский. Несмотря на название, отсылающее к 500-летию Реформации, проект, который он покажет в Москве,— это смесь театра и философского диспута, посвященного вопросам взаимоотношений человека с самим собой и со своей верой — какой бы она ни была. Какой свободой мы обладаем? Насколько свободно мы можем действовать, каким образом мы можем самостоятельно влиять на реальность? И в какой момент радикализм одного человека превращается в идеологию, фундаментализм или террор? Театр здесь ничего не рассказывает и не показывает, он создает игровую среду. Зритель должен действовать и думать самостоятельно — это не только великая традиция европейского протестантизма, но и великая традиция немецкоязычного театра ХХ века.
ЦТИ "Фабрика", 21 и 22 ноября, 20.00
интерактивный спектакль
«Наизусть»
Замечательный португальский режиссер Тьяго Родригес, Национальный драматический театр королевы Марии II и театр Mundo Perfeito привозят в Москву спектакль, в котором десять участников, не актеров, а "людей из публики", оказываются на сцене для того, чтобы за полтора часа выучить наизусть одно стихотворение. Сам режиссер руководит процессом, сочиняя и рассказывая истории и анекдоты, которые делают непонятные строчки живыми — и заставляют их отпечататься в памяти десяти участников навсегда. У этой поэтической затеи есть вполне публицистическая подоплека, сформулированная в жизнеутверждающей и одновременно устрашающей цитате Джорджа Стайнера, предпосланной спектаклю: "Как только стихотворение знают наизусть десять человек, ни КГБ, ни ЦРУ, ни гестапо уже ничего не могут с ним сделать. Оно выживет". Сходство с "451? по Фаренгейту" здесь, конечно, неслучайно, а мысль о том, что, спасая слова, мы спасаем людей, за 50 лет, к сожалению или к счастью, ничуть не устарела.
Театр Наций, 29 и 30 ноября, 20.00
спектакль
«Великий укротитель»
Спектакль, ставший главным событием Авиньонского фестиваля этого года, уже сравнили с греческой вазописью, с фрагментами античных фресок, собранных в гигантскую композицию, с космическим путешествием, с археологическими раскопками, открывающими существование новой цивилизации. Десять актеров создают пластические, живописные фрагменты, которые складываются не в одну историю, а в одну вселенную, состоящую из странных, фантастических, но совершенно незабываемых картин. Вселенную, в которой человеческое тело всегда остается главным героем, правда, иногда руки, ноги и голова существуют отдельно друг от друга и по разным законам. Папаиоанну знает, как разобрать человека на мелкие детали — и как собрать его снова, по дороге рассказав о нем все самое страшное, смешное и трогательное.
Театр Наций, 14 декабря, 20.00