Крыловский научный центр страдает от недоверия
частных проектных бюро и судовладельцев
Петербургский Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), по заказу Минпромторга РФ выполняющий работу по системному анализу российской судостроительной промышленности, столкнулся с невозможностью получить ряд необходимых для исследования данных. Частные проектные бюро и судовладельцы опасаются отвечать на запросы центра, так как интерес исследователей затрагивает их коммерческую тайну. В результате на письма центра отвечают единицы участников рынка. Первые итоги научной работы, оцененной Минпромторгом РФ в 227,5 млн рублей, должны быть готовы к концу года. В КГНЦ уверяют, что недостаток информации не помешает качественно выполнить исследование.
КГНЦ столкнулся с первыми проблемами при разработке научно-исследовательской работы (НИР) о возможностях российского судостроения, выполняемой для Минпромторга. Частные судовладельцы и конструкторские бюро игнорируют запросы КГНЦ о предоставлении информации, касающейся их хозяйственной деятельности, необходимой для оценки потенциала отрасли. Опрошенные "Ъ" участники рынка опасаются раскрывать данные, которые, по их словам, составляют коммерческую тайну.
КГНЦ выиграл контракт на выполнение НИР "Комплексные аналитические исследования развития судостроительной отрасли и подготовка материалов и предложений в проект стратегии развития судостроительной промышленности" стоимостью 227,5 млн рублей в конце сентября. Победитель оказался единственным участником тендера, объявленного Минпромторгом РФ.
НИР, в числе прочего, предполагает формирование программ загрузки верфей, проведение их аудита на предмет диверсификации выпускаемой продукции, разработку основных направлений развития гражданского флота на перспективу до 2035 года.
Результаты работы должны быть представлены заказчику к 30 ноября 2018 года. По условиям контракта, работа разбита на два этапа. За выполнение первого по итогам 2017 года КГНЦ получит 80 млн рублей из федерального бюджета, по окончании следующего года — еще 147,5 млн рублей. В опубликованной в открытом доступе документации сумма контракта объясняется высокими расходами на оплату труда сотрудников Крыловского, общепроизводственными и общехозяйственными расходами.
Первый этап НИР, который должен быть готов 10 декабря, выполнят 150 человек, на оплату их труда к указанной дате уйдет 21,6 млн рублей. В следующем году число занятых разработкой НИР сократится до 42 человек, расходы на оплату их труда составят 39,7 млн рублей. Общая прибыль КГНЦ от выполнения контракта составит около 29,4 млн рублей.
Для сбора информации, требуемой для проведения всестороннего анализа отрасли, КГНЦ разослал по адресам российских КБ письмо Минпромторга за подписью руководителя профильного департамента. "Департаментом проводится работа, направленная на выявление возможностей отечественных предприятий по удовлетворению существующей и перспективной потребности гражданских заказчиков в судах, морской и речной технике,— говорится в документе.— Одной из задач работы является проведение аудита проектно-конструкторских и научно-исследовательских организаций судостроительной промышленности с целью уточнения потенциала отрасли".
В тексте содержится просьба к 23 октября направить в КГНЦ заполненные опросные формы, прикрепленные к письму. Вопросы, содержащиеся в формах, охватывают практически все вопросы хозяйственной деятельности предприятий: наличие кадров, специальных компьютерных программ, перечни реализованных и нереализованных проектов, производительность труда, программы технического развития КБ.
Как объяснили в Минпромторге, аналогичные запросы также будут направлены на судостроительно-судоремонтные заводы, верфи, приборостроительные концерны и предприятия судового машиностроения. "Минпромторг разрабатывает новую редакцию стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу",— рассказали в федеральном ведомстве.
Интерес министерства вызвал настороженную реакцию проектантов. "Большая часть тех вопросов, которые требуется осветить, к нам никакого отношения не имеет. Более того, часть вопросов представляет собой коммерческую тайну любого предприятия. Ответы могут быть предоставлены прокуратуре, налоговой инспекции, но никак не на всеобщее обозрение, поэтому мы на письмо никак не отреагировали",— рассказал "Ъ" руководитель одного из опрошенных КБ. Другой собеседник "Ъ" отмечает, что особую настороженность вызывает отсутствие ссылок в письме на конфиденциальность и служебное использование запрашиваемой информации. "Они просят коммерческую информацию: кто наши контрагенты, какие у нас договоры. Поэтому мы не стали им отвечать",— объяснил третий собеседник "Ъ" на рынке.
Как рассказал "Ъ" начальник отдела промышленного и технологического анализа КГНЦ Дмитрий Спивак, письма были направлены примерно 50 частным конструкторским бюро. Несмотря на просьбу ответить к концу октября, на запрос отреагировало лишь четыре КБ. Письма также были направлены 800 компаниям-судовладельцам, из которых ответило около пяти респондентов. "Если говорить о частных судовладельцах, то мы не понимаем, каков объем заказов, который в ближайшее время должна будет переварить отрасль. Из-за этого неясно, какие планы строить по техперевооружению производства, какие научные исследования планировать",— сказал он.
По словам господина Спивака, низкий процент ответов на запросы не помешает КГНЦ выполнить контракт. "Так или иначе, работа проведена будет. Недостаток информации — тоже неплохо. Мы попытаемся проанализировать ситуацию и понять, как заинтересовать респондентов предоставить нам информацию",— сказал Дмитрий Спивак.