В работе Московского центра управления полетами произошли сбои
Система «Синтез-АР4», которая обеспечивает управление воздушным движением в московской зоне и над центром европейской части России, с 10 по 27 октября дважды дала сбой. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на письмо руководителя пользующегося системой ФГУП «Госкорпорации по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД) Игоря Моисеенко замминистра транспорта Валерию Окулову. Информацию об инцидентах ТАСС подтвердил разработчик системы концерн «Алмаз-Антей». По словам источника агентства, сбои могли привести к опасному сближению самолетов в воздухе, но в концерне это отрицают.
«Зафиксировано два случая нарушения в работе основных систем: 19 октября произошел отказ в работе комплекса средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) "Синтез-АР4" на секторе УВД "Москва-подход 2" (зона прилета и вылета над Шереметьево.— "Ъ"). 24 октября произошло нарушение работоспособности в части автоматической обработки сообщений плановой информации»,— говорится в письме ГК по ОрВД Минтрансу.
Как уточняется в письме, в первом случае сбой «был парирован средствами встроенного и автономного резервирования», информационное обеспечение прервано не было. Во втором случае для устранения нарушения потребовался перезапуск нескольких серверов.
В ГК по ОрВД и в Росавиации отказались комментировать информацию. В Минтрансе заявили, что получили письмо и рассмотрят его в установленном порядке.
В «Алмаз-Антее» рассказали, что сбой 19 сентября был вызван «перегрузкой АРМ диспетчера радиолокационного контроля, произошедшей по причине некорректной настройки параметра глубины анализа истории трека, влияющего на сложность решения задач обнаружения конфликтов». Как пояснили в концерне, второе нарушение случилось «из-за поступления на АРМ диспетчера планирования входящего сообщения с нарушением формата».
Как добавили в «Алмаз-Антее», на перезапуск серверных программ потребовалось почти два часа. Длительное время устранения проблемы компания объяснила отсутствием опыта у персонала компании-эксплуатанта. После проведения анализа сбоя был разработан комплекс мер для устранения повторения аналогичных нарушений.
Источник ТАСС уточнил, однако, что перезапуском системы занимаются сотрудники концерна. Собеседник агентства также заявил, что сбои могли быть связаны с нарушением геолокационных показателей, из-за чего могла возникнуть угроза опасного сближения самолетов в воздухе. В «Алмаз-Антее» эту информацию отрицают. При этом в концерне утверждают, что сбои произошли в аэропорту Внуково.
«Нештатные ситуации, возникшие во Внуково 19 и 24 октября, никак не могли повлиять — и не повлияли — на безопасность полетов»,— сказал заместитель гендиректора концерна Дмитрий Савицкий. По его словам, в настоящее время идет «процесс приработки системы». По словам господина Савицкого, в начале эксплуатации сбои могут возникнуть и в работе систем самых передовых мировых разработчиков.
Как сообщал «Ъ», реформирование структуры воздушного движения над Москвой вышло на государственный уровень: в текущем месяце проект, разработанный при участии Boeing, «Аэрофлота» и Внуково, будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Но в ГК по ОрВД настаивают, что сами оптимизируют полеты над Москвой, и увеличивают пропускную способность.
О разработанных для Москвы двух структурах воздушного движения читайте в публикации «Ъ».