«В угоду чехам и во вред СССР»
В чем Сталин обвинял самого хитроумного из приближенных
1 октября 1947 года Сталин заявил, что один из его соратников — Анастас Микоян — действует против интересов советского государства. Принято считать, что к тому времени подозрительность вождя обострилась до крайности и что именно она была причиной опалы людей из его ближайшего окружения. Были ли претензии Сталина обоснованны, или он нашел подходящий повод, чтобы устроить выволочку члену Политбюро,— судите сами.
Из письма члена Политбюро ЦК ВКП(б), министра внешней торговли СССР А. И. Микояна генеральному секретарю ЦК ВКП(б), председателю Совета министров СССР И. В. Сталину, 30 сентября 1947 года.
В Советско-Чехословацком коммюнике от 13 июля 1947 года о пребывании в Москве Чехословацкой Правительственной Делегации предусмотрено, что в 1948 году СССР поставит Чехословакии 200 тыс. тонн пшеницы, 200 тыс. тонн кормового зерна и кормовой кукурузы, масличные семена, горох, чечевицу.
Поставка этих зерновых войдет в соглашение, о заключении которого в настоящее время Минвнешторгом ведутся переговоры с находящейся в Москве Чехословацкой Торговой Делегацией.
Чехословацкое Правительство (Готвальд), опасаясь, что поставки зерна будут растянуты на весь 1948 год, еще в июле с. г. обратилось к Советскому Правительству с просьбой разъяснить, что указанное количество зерна будет поставлено из урожая 1947 года, на что нами был дан положительный ответ.
С Вашего согласия несколько времени тому назад мы приступили к отгрузке в Чехословакию из Венгрии пшеницы, следуемой нам в счет репарационных поставок (на сегодня уже отгружено в Чехословакию 15 тыс. тонн пшеницы).
В прилагаемом проекте Постановления Совета Министров СССР определяется точное количество поставок по культурам и календарные сроки их осуществления. Эти сроки и количества по культурам нами взяты в соответствии с просьбой Чехословацкой Торговой Делегации.
Стоимость указанных поставок должна компенсироваться товарными поставками со стороны чехословаков в 1948 году по списку, который нами сейчас согласовывается с Чехословацкой Делегацией и скоро будет представлен на Ваше утверждение. Однако в течение 4-го квартала с. г. и 1-го квартала 1948 года будет иметь место превышение стоимости советских поставок над чехословацкими поставками. На ту часть стоимости поставки зерновых и других сельскохозяйственных продуктов, предусмотренных прилагаемым проектом Постановления, которая не будет компенсирована Советскому Союзу стоимостью текущих поставок из Чехословакии, на время до сбалансирования взаимных поставок Чехословацкая сторона должна будет платить проценты исходя из 3% годовых.
Для обеспечения отгрузки всего обещанного нами чехословакам количества зерновых прошу утвердить прилагаемый проект Постановления Совета Министров Союза ССР.
Из проекта постановления Совета министров СССР, сентябрь 1947 года.
1. Разрешить Министерству внешней торговли в счет предстоящего соглашения между Правительством Союза ССР и Правительством Чехословацкой Республики о взаимных поставках товаров продать в Чехословакию 413 тыс. тонн зерновых, бобовых и масличных культур, в том числе:
а) пшеницы — 200 тыс. тонн, из которых 44 тыс. тонн за счет репарационных поставок из Венгрии;
б) кормовых культур — 200 тыс. тонн, в том числе кукурузы 150 тыс. тонн, ячменя 30 тыс. тонн, овса 20 тыс. тонн, причем указанные 150 тыс. тонн кукурузы отгрузить из Румынии за счет возврата ссуды, предоставленной Правительством Союза ССР Правительству Румынии в 1945–1946 гг., в период с декабря 1947 г. по апрель 1948 г. включительно, равными месячными долями;
в) проса 2 тыс. тонн;
г) бобовых 6 тыс. тонн, из которых фасоли 1 тыс. тонн, чечевицы 2 тыс. тонн и гороха 3 тыс. тонн;
д) масличных семян для посева 2500 тонн, из которых семян льна долгунца 2470 тонн и семян подсолнуха 30 тонн;
е) вики яровой для посева 2500 тонн...
Из шифротелеграммы И. В. Сталина членам Политбюро ЦК ВКП(б), 1 октября 1947 года.
Минвнешторгом тов. Микояном разослан 30 сентября 1947 года проект постановления Совета Министров насчет соглашения с Чехословакией о поставке нами зерна в количестве 400 тысяч тонн в обмен на товары, наименование и количество которых не определено в проекте.
У нас была договоренность с чехами о том, что указанное зерно будет отгружено нами в течение 1948 года при условии, что чехи в свою очередь обязательно отгрузят нужные нам товары и в том числе нефтяные трубы. В проекте постановления сроки поставки нами зерна передвинуты на четвертый квартал 1947 года, что для нас будет очень обременительно, а вопрос об обязательстве чехов поставить нефтяные трубы и другие товары исключен как условие поставки нами зерна, и таким образом, принцип взаимных поставок, предусмотренный ранее при договоренности с чехами, подменен принципом поставок нами в кредит.
Выходит, что СССР обязывается поставлять чехам товары с передвижкой срока поставок с 1948 года на 1947 год, а Чехословакия не берет на себя никаких обязательств по поставкам нам товаров. При этом неизвестно, по каким ценам мы будем поставлять зерно и почему не получаем никакой компенсации за то, что в угоду чехам и во вред СССР мы обязываемся поставлять зерно вместо 1948 года в 1947 году.
Мы не можем допустить, чтобы в системе союза между СССР и Чехословакией СССР выглядел как наивный дурачок
Как известно, у чехов имеется бывший немецкий большой завод по производству труб, захваченный нашими войсками во время Отечественной войны как трофейное имущество и переданный чехам. Этот завод производит в большом количестве трубы, и чехи продают их разным европейским государствам. Понятно, что если трубы продаются чехами другим государствам, то они могут быть проданы и нам за зерно, которое мы поставляем. Конечно, Чехословакия является нашей союзницей и мы должны ей помочь, но и чехи должны нам помогать, коль скоро у них есть на это полная возможность. Мы не можем допустить, чтобы в системе союза между СССР и Чехословакией СССР выглядел как наивный дурачок, не умеющий защищать свои интересы, а Чехословакия — как прозорливый и опытный партнер, обкручивающий вокруг пальца СССР. Кроме того, следует помнить, что СССР является страной советской, страной социализма, интересы которой не должны быть подчинены интересам несоветской страны, хотя бы и союзной.
Я считаю, что представленный тов. Микояном проект постановления, дающий все выгоды Чехословакии и все невыгоды Советскому Союзу, является антигосударственным. Я считаю, что ни одно уважающее себя правительство не согласится подписать такой проект.
Тов. Микоян не в первый раз подсовывает нам проекты, идущие в разрез с интересами нашего государства. Вспомните историю с вопросом о плане внешней торговли с активным для нас балансом, а также с вопросом о валютном плане. Я думаю, что поведение тов. Микояна заслуживает того, чтобы обсудить его на одном из заседаний Политбюро или пленума ЦК.
Из шифротелеграммы члена Политбюро ЦК ВКП(б), министра иностранных дел СССР В. М. Молотова И. В. Сталину, копия А. И. Микояну, 2 октября 1947 года.
Согласен с оценкой тов. Сталина насчет представленного тов. Микояном проекта торгового соглашения с Чехословакией как антигосударственного и присоединяюсь к его предложению обсудить в Политбюро вопрос поведения тов. Микояна.
Предлагаю поручить комиссии в составе Молотова, Микояна и Косыгина переработать проект тов. Микояна в соответствии с указаниями тов. Сталина и представить свои предложения на утверждение ЦК.