Корнями в прошлом
Юлия Галушина и Кирилл Журенков заглянули в прошлое и настоящее узбекских чинар
Культ чинары известен с древности и охватывает страны от Средиземноморья до Узбекистана. Под этими деревьями люди молятся о самом важном. А еще в них устраивают школы и музеи — это своими глазами увидела корреспондент "Огонька"
Главная достопримечательность кишлака Сайроб в Сурхандарьинской области Узбекистана — две чинары, растущие у дороги. Как всегда на Востоке, не обошлось без легенды: по преданию, некогда хан велел срубить эти могучие деревья. Из их древесины были сделаны резные рамы и двери дворца, однако сами деревья выжили. Корни дали новые побеги, а дупла в огромных стволах пригодились людям еще не раз: в начале прошлого века там размещалась... сельская школа на 20 детей. В Гражданскую — штаб дивизии. Затем — сельсовет и контора местного кооператива, ну а сейчас сделан небольшой музей. Хранитель музея — тоже из местных. Уже 15 лет Ахадхон Усманов ухаживает за деревьями: проводит посетителей внутрь чинар, где можно посидеть в тишине или помолиться, рассказывает их историю. Эти чинары-долгожители — не единственные в Узбекистане, но чтобы разыскать самые интересные, корреспонденту "Огонька" пришлось объездить всю страну: собирать информацию, как в детективе, искать знающих людей, записывать легенды.
Сначала факты. Строго по-научному чинарой называют восточный платан, произрастающий повсюду, от Средиземноморья (говорят, например, что самой старой чинарой гордится Турция, ей 2300 лет) до Средней Азии. Эти деревья отличаются невероятными размерами, долголетием и необычной особенностью — они периодически сбрасывают кору. И везде к ним относятся с почтением, а места, где растут чинары, считают святыми. Одно из таких мест находится в горах Западного Тянь-Шаня в Узбекистане: к нему нужно подниматься по крутой дороге, пройти горный кишлак и, наконец, преодолеть 60 крутых ступеней. Задача для молодых? Отнюдь: вот, к примеру, 90-летняя Мовжуда Агзамова пришла, чтобы помолиться за родных. Главное — никого не забыть, ведь у нее 10 детей, 30 внуков и 24 правнука... Мовжуда не одинока: здесь, у древней чинары, в последнее время стало так много паломников, что рядом даже построили мечеть. Подобные "святые места" популярны в "народном" исламе, и это не удивительно: старое могучее дерево, кажется, способно помочь одним своим внушительным видом, ну и историей, конечно.
Про историю стоит сказать отдельно: есть в Узбекистане чинары, повидавшие немало любопытного за свою долгую жизнь. Ну, например, в живописном Ходжикенте (Ташкентская область Узбекистана) растут деревья, под которыми когда-то отдыхал Александр Македонский. И здесь же, говорят, скрывались вместе с золотом участники антисоветского Осиповского мятежа. Недавно по соседству открылся ресторан, и в этом есть свой, восточный, колорит — говорят, 2 тысячи лет назад там тоже была чайхана, где отдыхали путешественники.
К уникальным деревьям тянет не только местных, но и туристов: ну, например, туристические группы частенько привозят в сад "Чор-Чинор" (или "Четыре чинары"), он расположен в городке Ургут, в полусотне километров от древнего Самарканда. Да и как не показать гостям, например, 1300-летнюю чинару с резной дверью — "пещера", находящаяся прямо за этой дверью, некогда использовалась суфиями для встреч и медитаций. Традиции — не одна сотня лет: известна даже миниатюра, где изображен суфий, медитирующий в дупле огромного дерева...
И все же среди чинар есть и такие жемчужины, о которых чужаки вряд ли узнают, здесь, что называется, места знать надо. Только представьте, самый центр столицы Узбекистана — Ташкента. Вокруг высотки, оживленное движение, а в старой махалле (так по-узбекски называют местную общину или квартал города) время если и не застыло, то точно замедлилось. Так вот здесь можно найти одну древнюю чинару с дуплом, рядом с ней располагается кузнечный цех, и его мастера часто отдыхают в тени старого дерева, но, похоже, что и работается в таком соседстве тоже неплохо. Конечно, в XXI веке чинарам-долгожителям не всегда живется легко: недавно в прессе сообщали о скандалах, связанных с их вырубкой. Однако что-то подсказывает: чинары это переживут. Да и местные жители частенько повторяют: "Живите долго, как наша чинара!" Это не просто пожелание — это статистика.