Банковским клиентам предложили белый список
Компаниям продают мониторинг рисков нарушения антиотмывочного закона
Массовые блокировки счетов стимулируют новый бизнес — предупреждение банковских клиентов о рисках попадания в черные списки. Так, Модульбанк предложил в том числе и сторонним компаниям решение по мониторингу ключевых рисков, из-за которых бизнесу обычно закрывают счета. Эксперты указывают на востребованность такой услуги — предприниматели готовы платить, чтобы избежать блокировок. Впрочем, гарантий такой мониторинг не дает.
О том, что небольшой Модульбанк (специализируется на обслуживании малых предприятий, входит в третью сотню по активам) запускает систему мониторинга, цель которого предостеречь компании от нарушения антиотмывочного закона (115-ФЗ), “Ъ” рассказали в банке. Сервис под названием «Белый бизнес» контролирует 17 ключевых рисков попадания компании в черный список отказников и выдает клиенту четкие рекомендации по снижению обнаруженных рисков. Сервис доступен для любых компаний через специальную «дочку» банка. Доступ к полной версии анализа и советам обойдется в 5 тыс. руб.
Черный список отказников ЦБ рассылает банкам с июня текущего года. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона. Попадание в список фактически лишает человека или компанию доступа к банковским услугам: банки, как правило, отказывают таким клиентам в приеме на обслуживание и проведении платежей (см. “Ъ” от 6 октября). Количество отказников стремительно увеличивается: с июня по октябрь оно выросло с 200 тыс. до 460 тыс. (см. “Ъ” от 24 октября).
Все параметры мониторинга в Модульбанке не раскрывают, но поделились определенными примерами. Так, общая налоговая нагрузка от дебетового оборота за 90 и 180 дней должна быть не менее 0,9% и соответствовать показателям по отрасли. К «плохим знакам» относятся также высокие показатели по переводам гражданам и снятию наличных, низкие (меньше 9% по отношению к дебетовому обороту) остатки на счете, списания на контрагентов с плохой репутацией.
Аналога продукта на рынке пока нет, однако банки другими методами пытаются оградить своих клиентов от попадания в черный список. Промсвязьбанк на регулярной основе консультирует клиентов через персональных менеджеров, например напоминает о сроках налоговых платежей, рассказал руководитель блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александр Чернощекин. «В Альфа-банке несколько лет существует бесплатный сервис проверки контрагентов,— сообщили в пресс-службе банка.— Можно проверить контрагента до заключения договора в личном кабинете клуба клиентов и распечатать протокол проверки для доказательства состояния контрагента при заключении договора. При отправке и получении платежа контрагенты также маркируются светофором в зависимости от рейтинга».
Банкиры отмечают: цена мониторинга, предложенного Модульбанком, сопоставима в среднем со стоимостью ежемесячного обслуживания банковского счета и слишком высока для предпринимателей. «Есть некоторые сомнения относительно готовности предпринимателей платить за это такую сумму — для микробизнеса это высокая стоимость»,— указали в Альфа-банке.
Впрочем, ситуация вокруг массовых блокировок счетов и черного списка отказников настолько обострилась, что сервис будет востребован, считают эксперты. «Компании готовы платить за то, чтобы им четко разъясняли, как не заступать за красные флажки»,— считает исполнительный вице-президент АРБ Эльман Мехтиев. «Предприниматели не понимают, почему блокируют их счета, ощущают себя в безвыходной ситуации, так что рады будут за деньги решить вопрос»,— полагает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Однако подобный мониторинг не панацея. Механический подход может не дать результата, предупреждает Александр Чернощекин, указывая, что подобные решения должны быть четко настроены на особенности бизнеса конкретного клиента.
В ЦБ сообщили, что не знакомы с данным продуктом и комментарии преждевременны.