"Игра престолов" доберется до Петербурга
Запуск в городе бара, посвященного известному телесериалу, может стать причиной судебного конфликта
На Невском проспекте появится тематический бар The Game of Thrones по мотивам сериала "Игра престолов". Инициатор проекта Станислав Петров рассчитывает, что выбор названия и воспроизведение атмосферы фэнтезийной вселенной обеспечат заведению приток посетителей. За получением лицензии на использование бренда предприниматель не обращался к правообладателю, но при наличии претензий согласен сменить вывеску. В компании Amedia TV, обладающей правами на использование товарного знака сериала, выразили готовность защищать интересы правообладателя. По мнению юристов, в случае обращения в суд истец с высокой вероятностью одержит победу в суде.
В Санкт-Петербурге откроется кальян-бар The Game of Thrones, посвященный вселенной одноименного сериала и циклу фэнтези-романов "Песнь льда и пламени" американского писателя Джорджа Мартина. Заведение разместится в подвальном помещении на Невском проспекте, 131, и будет разделено на два зала общей площадью 90 кв. м. Ранее на этом месте находился суши-бар "Евразия". В оформлении заведения будут воссозданы такие декорации из сериала, как Зал ликов, Железный трон и Чардрево. Ожидается, что бар начнет свою работу зимой.
Меню заведения будет включать несколько сортов разливного крафтового пива, бургеры, картофель фри, закуски и десерты, а также чай и кофе. Кроме того, в баре будут представлены кальяны с различными видами смесей. В запуск заведения предприниматель инвестирует 4 млн рублей собственных средств. По словам господина Петрова, эти деньги он заработал на контактном зоопарке с енотами и продаже рекламы и одежды через паблики в соцсетях. Еще в 2,4 млн рублей ему обойдется аренда помещения в первые 11 месяцев, на которые заключен договор с арендодателем.
Продвигать бар предприниматель планирует за счет рекламы в соцсетях и "Яндекс.Директа". "Кальянные мало чем отличаются друг от друга, и привести человека в какое-то конкретное место довольно сложно. Но каждый человек знает, что такое "Игра престолов". И если распространить информацию об открытии бара по мотивам сериала в пабликах в соцсетях и "Яндекс.Директе", то начнется приток людей, а потом заработает "сарафанное" радио",— уверен он.
При этом, как пояснил господин Петров, за лицензией на использование логотипа сериала к правообладателю он не обращался. В отличие от сериала, в названии заведения содержится артикль the, а декорации будут отличаться по дизайну от объектов, представленных в сериале, уточнил он. Но если претензии со стороны правообладателя все-таки возникнут, мы будем готовы сменить название, добавил предприниматель.
В России правами на использование контента американского телеканала HBO, в том числе сериала "Игра престолов", и средств индивидуализации обладает компания Amedia TV (объединяет онлайн-сервис Amediateka и четыре канала). Эти права распространяются на промо и рекламную деятельность компании, а также на защиту средств индивидуализации от неправомерного использования, пояснил гендиректор Amedia TV Денис Горшков. "Поэтому в тех случаях, когда нам становится известно об использовании интеллектуальной собственности НВО, мы обязаны сообщать правообладателю и, в зависимости от его реакции, принимать меры, направленные на защиту его интересов, вплоть до возбуждения уголовного дела против нарушителей",— уточнил он.
По мнению главы юридической фирмы "Усков и партнеры" Вадима Ускова, если правообладатель потребует в арбитражном суде запрета на использование товарного знака и имущественной компенсации, то его требования с высокой вероятностью будут удовлетворены. "Наличие в названии артикля the и слова "бар" не меняет восприятия знака как имеющего отношение к сериалу. Если хорошо обеспечить доказательства, то можно запретить не только использование товарного знака, но и шрифта, цвета, предметов интерьера, имеющих отношение к сериалу",— подчеркнул юрист. Как пояснил господин Усков, в законодательстве предусмотрены три способа определения компенсации: штраф в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей, двукратная стоимость нарушенного права и двукратная выручка за весь период нарушения. Кроме того, против предпринимателя может быть подано заявление в ФАС о недобросовестной конкуренции. "Компания HBO достаточно активно продавала лицензию на использование товарного знака Game of Thrones. Например, можно вспомнить банк "Открытие". Получается, какие-то участники рынка пользуются имиджем сериала, покупая лицензию, а какие-то ассоциируют себя с ним без покупки лицензии",— подытожил он.
По оценке директора департамента исследований Colliers International Россия Вероники Лежневой, в период с января по сентябрь 2017 года в Петербурге открылось 27 новых баров, что составляет 22% от всех открытий в общепите за этот период (без учета сетевых концепции, присутствующих на рынке). Основная часть новых открытий приходится на Центральный район города, где был запущен 21 бар. Бары остаются наиболее популярным форматом заведений общественного питания и проведения досуга после ресторанов, полагает госпожа Лежнева.