Баритон для миллионов
Умер Дмитрий Хворостовский
В Лондоне в возрасте 55 лет скончался от онкологического заболевания один из знаменитейших оперных артистов своего поколения — российский баритон Дмитрий Хворостовский.
Оперный певец Дмитрий Хворостовский
Фото: РИА Новости
Почему-то прискорбнее всего сейчас думать не о достижениях, а о том, что так и не случилось. После начала 1990-х, когда Дмитрий Хворостовский с огромным успехом исполнял музыку Свиридова, так и не нашлось большого композитора, который бы посвятил певцу, скажем, вокальный цикл (Игорь Крутой не в счет). Так и не вышло на сцене Большого или Мариинского новых премьер с его участием. Так и не получилось эпохального сотрудничества с большим оперным режиссером абсолютного калибра. Ну и записи. Вроде бы он записал довольно много музыки, от барочных арий до советских песен, но далеко не всюду вместе с ним работали музыканты подобающего калибра, да и вообще времена для индустрии оперной звукозаписи нынче не очень — не те, что когда-то.
«Когда-то» — это, собственно, в девяностые, когда начиналась эта невероятная карьера. Только что прогремел первый мегаконцерт «трех теноров», которым потом еще многие годы приходилось на потребу массовой аудитории тянуть ту же лямку. Публичный интерес к оперной музыке, хотя бы и в шлягерном изводе, заявлял о себе во весь голос, мировому рынку страшно нужны были новые суперзвезды (и желательно не теноровые). Артисты нового — или как минимум давно невиданного — типа, не стоящие импозантной тумбой на подмостках, но способные свободно, живо, ярко существовать на сцене, даже если она концертная.
И тут нежданно-негаданно появился он. Оперный конкурс BBC Singers of the World в Кардиффе, где Хворостовский в 1989 году одержал победу (притом что в соперниках был куда как сильный «хозяин поля» — тоже прославившийся впоследствии валлийский бас-баритон Брин Терфель), никогда еще не был трамплином для настолько эффектного взлета, да и сейчас для многих по-прежнему остается «конкурсом, где Хворостовский победил». За последовавшие двадцать лет мы повидали много оперных певцов и певиц, которых долго, старательно и дорого раскручивали по всем правилам эстрадного шоу-бизнеса. Но тут ровно никакая раскрутка не была нужна: материал говорил сам за себя.
Прекрасный баритон, гибкий, универсальный, с природным вкусом к итальянскому репертуару. Причем статный, еще в студенческие годы славившийся фехтовальными и прочими спортивными успехами, талантливый актерски, на редкость сценичный, плюс эта грива тогда уже седевших волос — такого никакой имиджмейкер нарочно не придумает, хоть озолоти его. Да еще выходец из страны, которая в общемировом новостном поле те несколько лет была практически непрерывно: перестройка—гласность—ГКЧП—танки—Беловежская Пуща.
Однако с ходу взятый в оборот международным оперным бизнесом Хворостовский практически не спекулировал на сибирском колорите и вообще на русскости. В репертуарном смысле его западные успехи — это в значительной степени интернациональная классика, последние годы прежде всего Верди («Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос», «Бал-маскарад»). И только потом классика русская, за которую он брался крайне избирательно (зато достаточно интенсивно, чтобы по впечатлению от бесчисленных «Евгениев Онегиных» с его участием западная критика называла его лучшим Онегиным). Трудолюбивый, с ярким открытым характером, живущий в самолетах, немыслимо успешный финансово — это-то о нем знали и у нас, и на Западе. Но за границей это был прежде всего артист стабильно академического профиля, и тамошнюю армию его фанатов составляли главным образом посетители оперных театров — даже не филармонических концертных залов.
Времена и герои Дмитрия Хворостовского
В России все сложилось иначе. Это не был казус оперного артиста, который как уехал, так и делит гастрольный график между Америкой и Европой, потому что на родине ему (хотя бы до поры до времени) никто не может предложить впечатляющего ангажемента.
Хворостовский все время присутствовал в отечественной музыкальной жизни, все время напоминал, что он свой, здешний, с корнями. И далеко не всегда его регулярные выступления тяготели к формату стандартных светских оперных гала, который, казалось бы, был самым предсказуемым.
Он много исполнял, особенно поначалу, отечественную вокальную и камерную музыку. В 2000-м все-таки спел полновесную премьеру в российском оперном театре — это был «Риголетто» с Евгением Колобовым в «Новой опере» (по мрачному совпадению совсем недавно, в ноябре, вышла последняя оперная запись с участием Дмитрия Хворостовского, и это был как раз таки «Риголетто»). Еще в середине 2000-х, когда концерты международных оперных знаменитостей у нас зачастую организовывали престранным образом, он задумал цикл «Хворостовский и друзья» — звучало немножко похоже на «Pavarotti & Friends», но смысл был другой: вместо кроссовера и элегантного братания с поп-артистами — знакомство отечественной аудитории с актуальными оперными звездами западной сцены.
Фотогалерея
«В моем лице страна имеет и защитника, и пропагандиста, и дипломата»
«Я понимал где-то года в три, что, наверное, я буду петь».
Дмитрий Хворостовский родился 16 октября 1962 года в Красноярске. Его отец любил петь и музицировать на фортепьяно. Дмитрий Хворостовский закончил Красноярское педагогическое училище и Красноярский институт искусств. В 1985-1990 годах был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета
Фото: Медведев Владимир / ТАСС
Широкую известность Дмитрий Хворостовский получил в 1989 году после победы на Международном конкурсе вокалистов «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания). Этот успех принес исполнителю предложения выступать на ведущих мировых театральных площадках
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Сергеев
В разные годы Дмитрий Хворостовский сотрудничал с ведущими отечественными и зарубежными дирижерами — Юрием Темиркановым, Владимиром Спиваковым, Валерием Гергиевым, Джеймсом Левайном, Лорином Маазелем и другими
На фото: с Валерием Гергиевым (справа)
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
28 мая 2004 году Дмитрий Хворостовский стал первым оперным исполнителем, выступившим с оркестром и хором на Красной площади в Москве. Выступление транслировалось в более чем 30 странах
Фото: Коммерсантъ / Наталья Логинова
С 2006 года певец регулярно выступал в Москве и Санкт-Петербурге с концертами в рамках созданного им цикла «Дмитрий Хворостовский и друзья». По его приглашению в них принимали участие ведущие оперные исполнители из разных стран мира
Фото: Коммерсантъ / Григорий Собченко
Певец был женат вторым браком на швейцарской певице Флоранс Илли. В семье двое детей — сын Максим и дочь Нина
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин
Наряду с оперными партиями, певец исполнял русские народные песни, романсы русских и зарубежных композиторов, барочные арии западноевропейских композиторов XVI-XVII вв. и другие произведения
На фото: с дирижером Владимиром Спиваковым (справа)
Фото: Коммерсантъ / Григорий Собченко
Репертуар Дмитрия Хворостовского включал в себя главные партии в операх: «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Риголетто», «Травиата», «Симон Бокканегра» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Фаворитка» и «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти, «Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта, «Демон» Антона Рубинштейна, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини и других
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
Обширная дискография певца включает в себя как сольные концертные записи, так и полноценные оперные произведения. В июне 2017 года вышел его новый альбом «Отчалившая Русь» (Russia Cast Adrift) — мировая премьера оркестровой записи песен композитора Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина
На фото: с певцом Ильдаром Абдразаковым
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
В 2014-2016 годах певец регулярно выступал на разных площадках с благотворительными концертами «Дмитрий Хворостовский и друзья — детям»
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
С 1994 года певец жил в Лондоне, но ежегодно выступал в России. В 2015 году у Дмитрия Хворостовского диагностировали опухоль мозга. Когда о диагнозе стало известно, артист на два месяца отменил выступления. Он прошел несколько курсов химиотерапии в одном из онкологических центров Лондона. Возвращение Дмитрия Хворостовского на сцену после курса лечения состоялось 25 августа в Нью-Йорке на сцене Метрополитен-опера. В декабре 2016, однако, здоровье певца ухудшилось, и он снова отменил все оперные выступления.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой московской филармонии
Дмитрий Хворостовский удостоен множества российских и зарубежных наград. В 1991 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР. В 1995 году он был удостоен звания Народный артист России. Он награжден орденами Александра Невского, «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Дмитрий Хворостовский на церемонии вручения государственных наград в Кремле в 2015 году. Слева направо: господин Хворостовский с супругой Флоранс Илли, композитор и певец Дмитрий Маликов, президент РФ Владимир Путин
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
"Как правило, я не стесняюсь и защищаю права русских, даже зная, что не всегда они правы. И защищаю какие-то определенные политические шаги России как страны перед иностранцами, иностранными господами. Очень часто я являюсь защитником и пропагандистом. Не всегда профессиональным"
На фото: Дмитрий Хворостовский на концерте в честь Дня Победы
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
22 ноября Дмитрий Хворостовский скончался на 56-м году жизни в результате продолжительной болезни
Фото: РИА Новости / Нина Зотина
Впрочем, пришел и кроссовер, и тоже такой, что был рассчитан именно на русскую аудиторию. В 2002-м он представил программу песен военных лет, и, по крайней мере поначалу, сочетание заезженного официальными патриотическими мероприятиями материала с академической вокальной статью и умелым актерством рождало то неожиданное ощущение человечности, которое на этом поле так никому больше и не далось. В 2009-м с шумом презентовал совместный проект с Игорем Крутым, вызвавший тогда главным образом удивление. Хотя сам певец настаивал, что это не какая-то там мимолетная уступка масскультуре, а важный эксперимент, «сложно написанная музыка» и что, выходя из Metropolitan после вердиевского спектакля, он, бывало, напевал музыку композитора Крутого. Самое удивительное, что и это звучало совершенно органично. Но и до этого хождения в эстраду в самом его обаянии было что-то в почтенном смысле эстрадное: он никогда не изображал небожителя, величавую персону из заоблачного мира высокого искусства, недоступного простым обывателям. Рассчитывающему на максимально широкое преуспеяние оперному певцу вообще сложно быть затворником, только ради очередного спектакля покидающим башню из слоновой кости, и ради медийности на что только не приходится идти, но нигде не сфальшивить при этом тоже страшно трудно. Дмитрий Хворостовский, ставший в свое время одним из первых оперных артистов именно этой новейшей генерации, выглядел абсолютно искренним, открытым и естественным в любой момент своего публичного существования: и снимаясь для глянцевых обложек, и трепетно исполняя хоть «Песни и пляски смерти» Мусоргского, хоть «Катюшу», и торжественно выходя в образе Жермона или Графа ди Луна на очередную великую сцену.