Снег кромешный
На экранах «Снеговик» Томаса Альфредсона
В прокат выходит «Снеговик» — сделанная шведским режиссером Томасом Альфредсоном экранизация бестселлера норвежского детективщика Ю Несбё. К разочарованию Юлии Шагельман, на экране этот мрачный, но отчаянно захватывающий триллер превратился в зрелище, лишенное не только увлекательности, но и какой-либо связности.
«Снеговик» — седьмая книга из серии про Харри Холе, следователя полиции Осло, и, с одной стороны, идея начинать потенциальную франшизу откуда-то из середины кажется не самой очевидной. С другой — именно этот роман стал первым международным бестселлером Ю Несбё, открывшим его для читателей за пределами родной Норвегии и подхватившим моду на скандинавский детектив. В нем есть все необходимые составляющие «сканди-нуара»: изобретательные убийства, скелеты в шкафу каждого второго персонажа, общая депрессивная атмосфера и брутальный главный герой, заливающий собственное угрюмое прошлое литрами виски, не отрываясь от поисков первого в истории Норвегии серийного убийцы.
Скандинавские сериалы от А до Я
Энциклопедия фактов, идей и специфических черт скандинавского нуара
Неудивительно, что книгой заинтересовался сам Мартин Скорсезе и приобрел права на ее экранизацию. Позже он отказался от идеи ставить фильм самому, оставшись одним из исполнительных продюсеров. В качестве режиссеров студия Working Title Films рассматривала кандидатуры Бальтасара Кормакура и Мортена Тильдума (его экранизация романа Несбё «Охотники за головами» стала в 2011 году лидером скандинавского проката). В итоге в режиссерское кресло сел швед Томас Альфредсон.
А за адаптацию книги для экрана взялась команда из трех сценаристов — и результат их совместных усилий похож на письмо дяди Федора из Простоквашино, только с отрезанными частями тела, тут и там раскиданными по сюжету.
Каждый год, как только выпадает первый снег, в одном из уголков Норвегии пропадают замужние, имеющие детей женщины, а на месте их исчезновения остаются слепленные кем-то снеговики. В некоторых случаях пропавших находят убитыми, но никто не связывает похищения в единую серию, пока преступник не бросает вызов легендарному Харри Холе, заскучавшему было в ожидании интересного дела. Впрочем, скучает не он один: Томас Альфредсон в «Снеговике» не изменяет своей фирменной — медленной и вязкой — манере повествования, и приходится ждать добрых минут 40, прежде чем начнется в фильме хоть какое-то действие. Те, кто читал книгу, могут себя развлечь поисками деталей, оставшихся от нее в сценарии. Тем же, кто с текстом Несбё незнаком, остается только гадать, кто все эти люди в некрасивых свитерах ручной вязки и зачем вообще про них сняли кино.
Главный герой Харри Холе — алкоголик, о чем зритель узнает сразу, поскольку впервые видит его проснувшимся в парковой беседке после многодневного запоя — в руке бутылка с крупной надписью «vodka» на этикетке. Еще Харри — гениальный сыщик, а вот это показать оказалось сложнее, поэтому приходится верить на слово второстепенным персонажам. Сам Холе никакой внятной детективной работы в кадре не ведет, а счастливое озарение о том, кто же убийца, нисходит на него совершенно случайным и лишенным всякой логики образом. Майкл Фассбендер — отличный актер, и кому, как не ему, играть даровитых пропойц, однако здесь из всех его активов режиссер решил задействовать только рыжую клочковатую щетину и завидную натуралистичность в передаче похмельного страдания.
Остальные роли в «Снеговике» исполняет интернациональная актерская команда: француженка Шарлотта Генсбур, шведы Ребекка Фергюсон и Давид Денсик, американцы Вэл Килмер и Хлоя Севиньи, англичане Тоби Джонс и Джеймс Д`Арси. Все они независимо от уровня таланта явно теряются в нелогичном и бестолковом сценарии, так что не столько играют, сколько просто изображают норвежцев с помощью ужасающего акцента (тот редкий случай, когда русский дубляж оказывается меньшим злом). Разве что Дж. К. Симмонс старается «за себя и за того парня» в роли зловещего политика — только для того, впрочем, чтобы линия его персонажа повисла еще одним оборванным концом.
Единственное, что авторам «Снеговика» не удалось испортить,— это место действия. Однако на урбанистическую геометрию Осло, бескрайние пустынные пейзажи, замерзшие водоемы и холодное солнце, встающее над заснеженными елками, можно посмотреть, например, на канале National Geographic — и любая передача там наверняка окажется интереснее фильма, который, как снеговик из названия, оставляет за собой только подсыхающую лужу.