Пьяным больше не нальют
Как еще Минздрав предлагает бороться с алкоголем
Минздрав предлагает запретить продажу алкоголя нетрезвым покупателям. Соответствующие поправки в законодательство, разработанные ведомством, сейчас проходят экспертизу на портале нормативных актов. Для чего нужны такие изменения? И воспользуется ли бизнес этим правом?
В документе уточняется, что точки розничной продажи алкоголя и заведения общепита получат право отказывать клиенту в новой порции спиртного, если он уже пьян. Как именно будет определяться состояние человека, не уточняется.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин поприветствовал нововведение Минздрава и пояснил, что сегодня отказ продавать спиртное совершеннолетнему гражданину незаконен: «Совершенно здравая инициатива, соответствующая рекомендациям ВОЗ, которые были разработаны еще порядка восьми лет назад. У официанта или продавца должно быть право уже подвыпившим людям не продавать алкоголь. Поскольку рестораны, кафе или магазины являются публичными заведениями, туда вход не ограничен, то попытки выдворить, например, человека или отказать ему в обслуживании являются, в принципе, незаконными. Если нет официальных таких полномочий законодательно установленных, то это является поводом обращения со стороны Роспотребнадзора. Здесь могут быть, например, такие санкции, как штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. за обман потребителей».
Розничные магазины вряд ли будут пользоваться правом не продавать алкоголь нетрезвым людям — слишком непредсказуемыми и болезненными для бизнеса могут быть последствия такого шага, считает глава комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский. «Проблема в том, что, как всегда, будет вопрос в критериях оценки. Не должна торговая организация подменять функции совершенно других органов. Оценивать, пьяный или не пьяный, ведет себя правильно или неправильно, — не функция продавца. Конечно, это явный скандал, обязательно будет увеличение нагрузки на правоохранительные органы. Понятно, что пьяный человек, который не получает того, чего хочет, будет вести себя неадекватно. Это абсолютно вредное предложение для бизнеса, безусловно», — рассуждает Каневский.
Представители сферы общепита по-разному отнеслись к инициативе Минздрава. «Коммерсантъ FM» опросил московских рестораторов и выяснил, что некоторые уже давно отказывают своим клиентам в лишней порции спиртного.
Сооснователь холдинга Ginza Project Вадим Лапин: «Сырой какой-то законопроект, он будет корректироваться. Пришел человек в ресторан, выпил бокал вина, и как можно определить, он пьяный или нет? Он заказал второй бокал — и как, по каким показателям или критериям мы должны оценивать состояние, он должен алкотест пройти или еще что-то? Я не понимаю. Вообще этот закон к ресторанам и магазинам не должен никак относиться».
Ресторатор Аркадий Новиков: «Я считаю, что это нормально, правильно. Мы периодически это делаем — правда, я не знаю, законно или нет. Если мы видим, что человек выпил больше, чем необходимо, или ведет себя неправильно, мы отказываем в дальнейшей продаже алкоголя. Если эти законы введут какие-то определенные правила, я поддерживаю это. Если человеку не дают выпить там лишние 100-200 грамм, я думаю, что от этого предприятие не потеряет, при этом и не потеряет в имидже, если человек будет вести себя неправильно».
Управляющий ресторанами «Квартира 44», «Меркато» и кафе «Март» Николай Борисов: «Мы отказываем и так — у нас есть такое право, это же частная вещь. Я имею право отказать человеку. Для этого мне не нужно специального какого-то распоряжения. Где-то мы не хотим, чтобы у нас водку с пивом пили — где дети, семейный ресторан. В меню просто ставим только одну очень дорогую водку, за какие-то бешеные деньги для людей, которые именно хотят немножко выпить, чтобы не сидели три часа и не квасили перед детьми».
Как сообщала ранее газета «Коммерсантъ», Минздрав взял курс на снижение объемов потребления алкоголя в стране. Ведомство хочет, чтобы через восемь лет показатель поставлял 8 л на человека в год вместо нынешних 10 л. Для этого чиновники намерены выделять ежегодно до 40 млн рублей некоммерческим организациям, занимающимся пропагандой здорового образа жизни.