Вперед через шлагбаум
Ответом России на санкции объявлено активное снятие барьеров во внешней торговле
Правительство в ближайшее время займется пересмотром и уточнением параметров системы экспортных субсидий, распределяемых через АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), она может поменяться на более гибкую уже в начале 2018 года. Поддержка экспорта и снятие барьеров в торговле и инвестициях — основная стратегия Белого дома, защита рынка от конкуренции со стороны импорта неприемлема, заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов на форуме РЭЦ «Сделано в России». Правительство в том числе для этих целей продолжит внедрение в госрегулирование большинства механизмов ОЭСР, не заявляя формально о намерении вступать в эту организацию.
О необходимости «настройки» системы экспортных субсидий через группу РЭЦ было объявлено на прошедшем вчера V Международном экспортном форуме «Сделано в России», который проводится РЭЦ. По итогам дискуссии, в которой критиковалась действующая система, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что пересмотр будет предпринят «в кратчайшие сроки». «У нас действительно не совсем рационально все эти субсидии действуют,— признал Игорь Шувалов.— Петр Фрадков, руководя РЭЦ, жалуется, считает, что эти 16 субсидий — полное безобразие, что нужно реформировать эту систему, ее делать значительно прозрачнее и более гибкой».
По данным “Ъ”, предложения по коррекции системы уже переданы в правительство, предполагается, что решение по изменению приоритетов и некоторых принципов работы поддержки экспорта будет вынесено уже в январе 2018 года — через два месяца. На деле речь идет не столько о проблемах системы, сколько о досрочной реализации некоторых пунктов стратегии РЭЦ до 2019 года. Действующая система 16 субсидий вводилась постановлениями правительства в 2016–2017 годах как тестовая на период 2017–2018 годов, пересмотр должен был произойти в 2019 году. Напомним, речь идет о группе так называемых компенсирующих субсидий компаниям при продвижении собственной продукции и услуг на зарубежные рынки. Через АО РЭЦ, стратегия которого утверждена 10 мая 2017 года, в течение двух лет федеральные власти предполагают поддержать около 20% несырьевого экспорта в РФ на сумму около $34 млрд в 2019 году. Наиболее популярные субсидии — поддержка транспортировки до границы РФ (возмещение до 90% расходов) товаров железнодорожным транспортом и компенсации процентов коммерческим кредитам, впрочем, для РЭЦ и его клиентов не менее важны, хотя и менее дорогостоящи, компенсация затрат на сертификацию и патентование за рубежом, субсидирование участия в выставках и деловых миссиях. Субсидии на транспорт являются возмещением уже понесенных экспортером затрат — предложения авансового субсидирования правительство пока не рассматривает.
Программы субсидий, распределяемых через РЭЦ,— лишь часть системы поддержки экспорта, реализуемой АО (исполняет госфункции правительственного агента) и работающими с РЭЦ агентством ЭКСАР и Росэксимбанком, а также Внешэкономбанком и РФПИ. Форум «Сделано в России», одной из задач которого является продвижение этого странового бренда для несырьевого экспорта, проводится для обсуждения проблем развивающейся системы, которой, впрочем, правительство сейчас вполне довольно: исходя из текущих трендов, планы РЭЦ на 2017 год (участие в поддержке экспорта на $20,3 млрд, в том числе в качестве агента правительства — на $8,3 млрд, 6,6 тыс. компаний—объектов поддержки, из них 3,2 тыс. получили бюджетную поддержку), видимо, исполнимы. Для большинства участников форума, средних и мелких производственных компаний, «единое окно» РЭЦ было поддержкой при перестройке бизнес-стратегий — после спада внутреннего спроса в 2014–2016 годах попытки выхода на экспорт стали естественным направлением восстановления продаж.
Форум «Сделано в России» в 2017 году с точки зрения обсуждавшихся проблем был почти полностью посвящен внутренним и внешним барьерам во внешней торговле — причем в большей части внешним: для большинства участников первые экспортные проекты связаны в первую очередь с осознанием высокого уровня зарегулированности внешних рынков, требованием сертификации и т. д. РЭЦ представил на форуме «Навигатор по барьерам и требованиям рынков» — аналитический портал, на котором в открытом доступе впервые представлены основные национальные регуляторные требования, с которыми сталкиваются российские экспортеры. На форуме активно обсуждались перспективы участия России в так называемой системе взаимного признания данных ОЭСР (Mutual Acceptance of Data, MAD) по безопасности химических веществ в продукции, системах сертификации оборудования международной электротехнической комиссии IEC, соглашениях в рамках ООН, касающихся автопрома (форум WP.29). Неинтегрированность РФ в систему MAD, например, осложняет экспорт химической продукции, продуктов агропереработки, фармацевтики — хотя Росаккредитацией ведется активная работа по включению РФ в систему, существенно удешевляющую экспорт на более чем 40 крупных мировых рынках, она может занять несколько лет.
Одной из «фоновых» тем форума, неизбежных для конференций на эту тему, являлось обсуждение защиты аналогичными барьерами российских рынков. Однако уже по завершении открывающей сессии Игорь Шувалов вполне однозначно дал понять, что выбор между защитой внутренних рынков и активным снятием барьеров во внешней торговле в правительстве считается сделанным — ликвидация барьеров и по возможности полный отказ от торгового протекционизма могут считаться в какой-то степени частью ответа на торговые ограничения в отношении РФ. Первый вице-премьер пояснил: сохранение ограничений снижает необходимое конкурентное «давление» на российских производителей, дестимулируя конкуренцию. Игорь Шувалов, в частности, заявил, что, хотя формально Россия не заявляет о повестке вступления в ОЭСР, «для себя мы определились — это наша повестка правительства, основные механизмы ОЭСР будут действовать на территории РФ, а лучше, если на территории всех пяти стран ЕАЭС». Первый вице-премьер также предупредил, что российским экспортерам необходимо фактически в любой момент быть готовыми к снятию санкций с РФ — именно в этот момент будут отменены и контрсанкции, «произойдет это через год или через десять лет». При этом, дал понять господин Шувалов, стратегия снятия внешних и внутренних барьеров на пути торговли и инвестиций для правительства, по существу, едина, и она противопоставляется торговой политике США с 2016 года, настаивающих на восстановлении «справедливости» в мировой торговле. «Для нас безбарьерность, в отличие от США,— это и есть справедливость»,— пояснил он.