"Без пафосных лозунгов, без поддержки государства мы развиваем внутренний туризм"
Как проехать всю Чукотку за рулем внедорожника, намыть золото под Магаданом и поймать рыбу у берегов Сахалина, не устраиваясь при этом на работу полярником, старателем или рыбаком? Ответ знает Алексей Симакин, руководитель компании "Авторазум", с которым встретился корреспондент Review Валерий Чусов.
REVIEW: С чего начиналась компания "Авторазум"?
АЛЕКСЕЙ СИМАКИН: Все началось с участия в отборах на Camel Trophy. Поэтому вполне логично, что "Авторазум" занимается событиями, которые связаны с автомобилями. А последние десять лет занимаемся только этим.
R: Откуда такое название?
А. С.: Важно, чтобы с первого контакта у людей возникала с нами эмоциональная связь. Когда сегодня нам звонят по телефону, то слышат в трубке: "Здравствуйте, вы подключились к "Авторазуму"". Кстати, имеется в виду не только и не столько "автомобильный разум", сколько разум "автоматический". Некий общий разум, мозговой сервер, к которому можно подключиться. Клиент, как правило, не всегда понимает, чего он хочет на самом деле. Но наш "разум" считывает потаенные, истинные желания и работает с ними, помогая понять, что именно требуется.
R: У вас есть какая-то философия или, если хотите, идеология?
А. С.: Самое главное, мы верим в то, что делаем. А есть еще то, что мы не декларируем, но все равно живем по этому принципу: мы делаем то, что мы любим.
R: Вы любите экспедиции и поэтому вы их организуете?
А. С.: Это одно из направлений нашей деятельности, хотя и самое любимое. Мы организуем тест-драйвы для журналистов, дилеров и клиентов, делаем учебные программы.
R: А тест-драйв разве не экспедиция? Просто по тщательно спланированному маршруту...
А.С. Как говорил Винни-Пух, "экспедиция — это когда люди идут друг за другом". Тест-драйвы мы делаем разные. И короткие: человек за 15 минут проехал по препятствиям, которые мы привезли и установили. И более продолжительные — с продолжительным маршрутом и естественными препятствиями.
К нашему счастью, еще есть автомобильные бренды, которые ассоциируют себя с бездорожьем, когда нужно добраться из точки "А" в точку "Б", невзирая на качество или отсутствие дорог. И вот компании, которые выпускают внедорожники, в рамках рекламной или пиар-стратегии устраивают экспедиции и для этого обращаются в агентства, в том числе к нам.
Пять лет назад мы начали совместно с Land Rover делать экспедиции Discover Russia, "Открывая Россию" для поддержки модели Discovery. О них много писали журналисты, они стали известны. И люди стали интересоваться, нельзя ли организовать такую экспедицию и для них. В прошлом году мы сделали несколько тестовых экспедиций, а в этом году купили шесть Land Rover Discovery и провели четыре ротации.
Мы забрасываем машины в какой-то регион и туда привозим последовательно несколько групп клиентов. Каждая ездит по нашему маршруту пять-шесть дней. Потом машины отправляются в другую точку и там повторяется то же самое. В этом году у нас были Байкал, Сахалин, Камчатка и Алтай. Мы в первый год решили сделать знаковые точки, которые на слуху у путешественников. Хотя перевозить машины на Сахалин и на Камчатку сейчас дело очень затратное. И в итоге экспедиции в этом году для нас оказались убыточными, но мы пошли на это сознательно, чтобы заявить о себе.
R. А как вы выбираете "незнаковые" маршруты?
А. С. Все эти маршруты уже давно в нашей базе. Мы за пять лет провели 22 экспедиции с Land Rover, и у нас уже есть и места, и местные подрядчики, и методы подготовки экспедиций. Сначала просто пробиваем информацию о регионе, находим через знакомых местных и дальше уже выезжаем на место смотреть маршрут. Сейчас не так трудно найти карты со всеми тропинками в интернете, во многих местах кто-то был, писал треки. Мы на Чукотку ездили по трекам. Белая мгла, светло, но ничего не видно, горизонта нет... Едешь буквально по приборам. Точнее, по треку, который кто-то прописал четыре года назад.
R: Не всякий клиент захочет днями смотреть исключительно на "белую мглу"...
А. С.: В наших экспедициях всегда есть какие-то познавательные моменты, касающиеся отрасли, которая ассоциируется с этим краем. Например, в Магадане мы ездили на золотые рудники, наши клиенты мыли золото. На Сахалине выходили в море и вытаскивали рыбу. Музеи. Гастрономия, естественно. Можно сказать, что без пафосных лозунгов, без поддержки государства мы развиваем внутренний туризм.
R: Ваши экспедиции — это дорого?
А. С.: Да, недешево. Примерно 150-160 тыс. руб. на человека за пять-шесть дней. Включено все, кроме билетов и алкоголя. Клиента встречают у самолета, сажают в машину — за руль, если он хочет, или как пассажира. Все остальное дальше — наша забота. Обеспечиваем максимально возможный комфорт: лучшие гостиницы из доступных, самые интересные рестораны с аутентичной национальной региональной кухней. Конечно, в некоторых местах бывают и походные условия, палатки, как это было в Хакасии на монгольской границе, или спальни на пять человек и душ один на всех. Но мы на гостях не экономим.
R: А чего хотят клиенты? Узнать страну, поводить машину, преодолеть препятствия?
А. С.: По-всякому. Бывает, кому-то достаточно просто поехать даже пассажиром и посмотреть в окно. Кто-то ищет новых впечатлений — погрузиться в Байкал, например. Кому-то нравится именно водить Land Rover. Из Владивостока в Горно-Алтайск мы решили проехать через Улан-Батор, и очень многим эта идея понравилась. Прилететь в Улан-Батор просто, но неинтересно. И многие поехали с нами именно потому, что никогда в Монголии не бывали и вряд ли побывали бы.
R: Какие у вас дневные перегоны?
А. С.: Зависит от маршрута. Обычно это день в пути, в ночь стараемся не уходить. Останавливаемся, если есть зачем. Вот между Улан-Удэ и Хабаровском просто незачем останавливаться. Лучше махнуть больше тысячи за день и потом провести день на космодроме Восточный. Иногда делаем обед в пути — в Кабардино-Балкарии устроили обед на высоте 3 тыс. м, нам заранее приготовили шашлык. Вокруг пятитысячники стоят — виды очень красивые. И, конечно, стараемся, чтобы на остановках была возможность хорошо отдохнуть. Но не было времени лениться. Как в пионерлагере: всегда должно быть занятие. В Чарской пустыне (она в тайге, но с настоящими барханами, самая северная пустыня в мире) мы устроили соревнования по автоориентированию. Всем очень понравилось!
R: Вы устраиваете экспедиции только по России?
А. С.: В прошлом году на Volkswagen Amarok маршрут Трансазиатской экспедиции от Астрахани проходил через шесть стран — четыре в Средней Азии, Монголию и Китай. И теперь на базе этого маршрута сделали несколько клиентских экспедиций на Amarok по Киргизии, и сейчас едем в Иран.
R: Часто попадаете в экстремальные ситуации?
А. С.: Все зависит от точки зрения. Для человека, который живет в Якутии, -50?C — это не экстремальная ситуация. Дети ходят в школу, работают общественный транспорт, магазины...
R: Есть ли ограничения для клиентов по состоянию здоровья или опыту?
А. С.: У нас весь маршрут можно проехать пассажиром. В каждой машине есть инструктор, он может вести сам или контролировать действия водителя. Специальных требований нет. Пока не возникало подобных вопросов, хотя при поездках в высокогорье, например, есть некоторые ограничения. Мы стараемся предусмотреть все и исключить возникновение рисков. Профессионализм организаторов в том и заключается, что надо просчитывать ситуацию. Деньги нам платят в том числе за это.
R: Сегодня "Авторазум" — один из лидеров в этом своеобразном бизнесе. В чем секрет такого успеха?
А. С.: Конечно, мы не единственные, кто организует экспедиции и тест-драйвы. Но в нашей нише — дорогостоящий качественный продукт на автомобилях премиум-бренда — больше никто не работает. Лидерами нас трудно назвать, потому что мы практически одни.
R: Давно сотрудничаете с "Автомобилем года"?
А. С.: Мы работаем с "Автомобилем года" второй год: организуем автомобильные конкурсы. В начале этого года — мастер-класс, а теперь — квест. Людям с активной жизненной позицией соревнования всегда интересны, и нас пригласили как специалистов именно в организации таких состязаний.