Искусство делать обыденное выдающимся
Марина Прохорова о выставке «Coats!» в Сеуле
Выставка в сеульском художественном комплексе Dongadaemun Design Plaza — очередной этап художественного проекта, посвященного знаменитым пальто MaxMara. Стартовав в 2006 году в Берлине, он продолжился в Токио и Пекине — а в октябре 2011-го побывал и в Историческом музее в Москве. Все этапы сильно отличались друга от друга, однако на этот раз можно говорить не только о переменах в экспозиции, но и об изменениях в идеологии MaxMara
Проект "Coats!" по-прежнему курирует архитектурное бюро Migliore+Servetto Architects, и со временем он становится все более объемным и интерактивным, изменяясь в соответствии с особенностями выставочного пространства. Так что многое в стилистике, организации экспозиции и содержании сеульского этапа выставки определяется возможностями многофункционального художественного комплекса Dongadaemun Design Plaza. Футуристическое здание, спроектированное Захой Хадид,— одна из главных достопримечательностей Сеула, даже на фоне обильно и ярко представленной в этом городе современной архитектуры. Куратором "Coats!" стал Ли Дэ Хен, и это, пожалуй, самый известный сегодня корейский куратор. На купол центрального пространства экспозиции транслируется цифровой проект известной корейской художницы И Ен Кан.
Основавшая MaxMara семья Марамотти известна своим профессиональным отношением к современному искусству, ей принадлежит Maramotti Foundation, очень авторитетное собрание искусства XX-XXI вв. Однако высокий уровень интеграции бренда в современную арт-среду не является здесь самоцелью. Значение сеульской "Coats!" в том, что выставка, по сути, артикулирует новый этап в развитии бренда и его новое место в иерархии фэшн-дизайна.
Пальто MaxMara — базовое понятие. Примерно такое же, как барный жакет Christian Dior, твидовый костюм Chanel, женский смокинг Yves Saint Laurent или тренч Burberry.
Как известно, история началась в 1951 году, когда Акилле Марамотти создал первую коллекцию, состоявшую из пальто — того самого верблюжьего цвета и того самого полумужского фасона — и уличного костюма цвета герани. Сейчас довольно трудно представить, до какой степени это был новаторский шаг.
Во-первых, это было первое появление, скорее даже предвидение pret-a-porter, которого на тот момент еще не было и в помине — существовали кутюрные коллекции и совсем дешевая конфекция, а большая часть одежды шилась на заказ. То есть женщинам предлагались либо шикарные манто, либо практичные, скучные и абсолютно безликие пальто для защиты от непогоды. Пальто, сшитое Акилле Марамотти, обладая всеми свойствами повседневного, имело трудно описываемые, но отчетливо заметные признаки роскоши и избыточности, которые и дает настоящий фэшн (которого тогда еще не было не только как слова, но и как явления). Собственно, он так и определил задачу основанного им бренда: "Надо сделать обыденное выдающимся".
Во-вторых, это была одежда для эмансипированных женщин — для тех, которые хотят не наряжаться, а быть хорошо одетыми, для тех, кто видел смысл одежды не в том, чтобы нравиться другим, а в том, чтобы хорошо себя в ней чувствовать. Ощутимый мужской акцент в крое давал женщине чувство равенства в мужском мире. В нашем сегодняшнем представлении о 1950-х таких женщин, которым все это подходило, должно было быть ускользающе мало. Но это представление ошибочно: одежда MaxMara сразу оказалась чрезвычайно востребованной.
И остается такою по сей день — хотя с тех пор возникло без счета брендов, выпускавших и выпускающих коллекции хорошего базового гардероба. Но MaxMara остается маркой уникальной — именно благодаря найденному ею балансу между гламурностью и основательностью. Идеальный пример - появление в 1981 году модели 101801: отстроченные воротник и лацканы, накладные карманы, двубортная застежка, мягкий пояс — эти пальто немедленно оказались в гардеробах профессиональных модниц, но и просто хорошо одетые женщины носили их с не меньшим удовольствием. Эта модель до сих пор в ассортименте MaxMara — и она выглядит как воплощение самой идеи пальто.
Вневременность и внемодность предмета не отменяют требований актуальности — если идея удачно воплощена, она будет развита во множестве версий, вариаций, реплик. И она развивалась. Каждый сезон приносил новые фасоны максмаровских пальто, и хотя марка всегда принимала во внимание требования времени к силуэту, деталям, цветам и фактурам, она неизменно сохраняла изрядную дистанцию в отношениях с модными трендами. Что не мешало базовому пальто MaxMara неоднократно оказываться на пике моды — но это всегда было движение моды к нему, а не наоборот. В те же сезоны, когда мода как бы уходила в другом направлении, оно оставалось одним из явных знаков стиля и хорошего вкуса, беспроигрышным вариантом.
Эта отстраненность от наиболее острых проявлений фэшн-процесса отразилась и в политике бренда в том, что касается авторства коллекций. В течение 60 лет коллекции MaxMara создавали как сотрудники марки, так и приглашенные дизайнеры. И имена их никогда не афишировались. А между тем над этими коллекциями в разные годы успели тихо и безымянно потрудиться очень известные и отнюдь не чурающиеся славы личности. Из знаменитых всемирно можно назвать Карла Лагерфельда, Жан-Шарля де Кастельбажака, Нарцисо Родригеса, Джамбаттисту Валли, Франко Москино, дизайнерские дуэты Proenza Schouler и Dolce & Gabbana. И у культового пальто 101801 тоже есть автор — очень известная в свое время Анна Мария Беретта. Однако история успеха MaxMara десятилетиями оставалась практически анонимной — так марка прошла сквозь время, сделавшее фэшн-дизайнера культовой фигурой.
Однако примерно десять лет назад марка начала менять — как это принято в MaxMara, мягко, постепенно, без деклараций и рассуждений о миссии бренда — свое отношение и к моде, и к авторам коллекций. И эта стратегия тоже оказалась чрезвычайно успешной. Сегодня бренд не просто следует в русле модных течений, но и сам устанавливает моду. Это касается не только пальто, хотя их в первую очередь, но и коллекций в целом, и стремительно развивающейся аксессуарной линии.
Перемены начались при Лауре Лусуарди, которая долгие годы была фэшн-консультантом MaxMara, и окончательно оформились при Яне Гриффитсе. Архитектор по образованию, он в 1987 году выиграл организованный MaxMara Group конкурс дизайнеров, был приглашен на работу в марку и больше ее не покидал. Что не помешало ему параллельно преподавать в Кингстонском университете и возглавить престижную школу модного дизайна. Креативным директором MaxMara он был назван в 2014 году - до него такой должности в бренде не было.
Согласно традиции проекта "Coats!", Ян Гриффитс создал в честь сеульского этапа выставки специальный сет: пальто верблюжьего цвета, классическая блузка и юбка-карандаш цвета латуни.