Только слово и музыка

О чем расскажет «Неизвестный друг» Раппопорт и Осетинской


Уже больше года в разных уголках мира актриса Ксения Раппопорт и пианистка Полина Осетинская показывают постановку «Неизвестный друг» по рассказу Ивана Бунина. Наконец спектакль добрался до Москвы. Что происходит с человеком, когда он всей душой влюбляется в произведение искусства, можно будет увидеть на сцене МХТ имени Чехова 12 и 13 декабря.

Текст

Спектакль родился из репетиций Ксении Раппопорт с ее преподавателем сценической речи легендарным Валерием Галендеевым. Постановки так и не случилось, но общее восхищение этой работой осталось, поэтому Раппопорт решила вместе со своей давней подругой талантливой пианисткой Полиной Осетинской превратить репетиции в камерный спектакль под руководством того же Галендеева.

«Неизвестный друг» — совсем небольшой рассказ Ивана Бунина, написанный от лица женщины, которая, прочитав повесть писателя в журнале, начинает писать ему послания. Женщина влюбляется в прозу, а потом и в самого человека, которого ни разу в жизни не видела и во многом придумала себе сама. За месяц, так и не получив ни одного ответа, она проживает целую жизнь. Произведение основано на истории Натальи Эспозито, которая, будучи в эмиграции, начинает писать Бунину и, в отличие от героини рассказа, получает ответные послания.

Однако, по словам Раппопорт, спектакль, как и рассказ Бунина,— это история не о взаимоотношениях двух конкретных людей, а о том, что происходит с человеком, когда он всей душой влюбляется в произведение искусства — произведение, которое волнует, переворачивает в нем все и остается с человеком надолго, иногда на всю жизнь. «Мне кажется, женщина, которая пишет эти письма,— невероятно талантливый читатель. Это на самом деле не часто встречающийся талант — слышать, чувствовать и полностью погружаться в книгу. С ней это произошло, так взволновало и возбудило чувства героини, что она начала писать, но ответа так и не получила»,— поясняет актриса.

Музыка

Кроме монологов Раппопорт со сцены прозвучат отрывки из произведений Петра Чайковского, минималиста Антона Батагова и импрессиониста Клода Дебюсси. При этом музыка в «Неизвестном друге» не фон, а полноправное действующее лицо: музыкальные отрывки в исполнении Осетинской не только дополняют текст, но и вносят в повествование новые оттенки.

Как отмечает пианистка, по ходу действия акценты то и дело смещаются: иногда музыки совсем не слышно, а порой она в драматургическом отношении договаривает то, что уже не способны сказать слова. «Мне кажется, музыка и текст в этом спектакле неразрывно связаны друг с другом, хотя притирка проходила довольно долго. Со временем некоторые музыкальные фрагменты претерпели определенные изменения, меняли свой характер, чтобы монологам Ксении легче с ними жилось»,— замечает Осетинская.

Другая эпоха

Спектакль получился не просто камерным, а по-настоящему минималистичным: на сцене лишь рояль, кресло и две женщины в специально созданных для постановки черно-белых костюмах от петербургского дизайнера Алины Герман. Подобрать площадку для «Неизвестного друга» было нелегко. Организатор спектакля Вячеслав Зильберборд рассказал, что Раппопорт хотелось сделать спектакль в Москве еще более камерным, чем в Санкт-Петербурге, поэтому после долгих поисков они остановились на Малой сцене МХТ имени Чехова: зал вмещает 250 зрителей.

Подобный минимализм как бы ограждает зрителя от всего лишнего и представляет слово и мелодию в чистом виде. Ход времени замедляется и переносит аудиторию в другую эпоху. «Можно сказать, что эта история в хорошем смысле декаданс. В ней нет никаких спецэффектов — только рояль и слово. Это своеобразное возвращение в давно ушедшую эпоху, когда еще не было интернета, социальных сетей и смартфонов»,— подчеркивает Зильберборд.

За свет в постановке отвечает Глеб Фильштинский, который участвовал в создании спектаклей ведущих российских и мировых театров, в том числе Александринки, Большого, Оперы Гарнье и Метрополитен.

Вся лента