Теннис и чувства
Мелодрама вместо борьбы за гендерное равноправие в фильме "Битва полов"
В прокат выходит "Битва полов" — спортивная драма о знаменитом теннисном матче, состоявшемся в 1973 году между чемпионкой мира среди женщин Билли Джин Кинг и бывшей первой ракеткой мира Бобби Риггсом на крытом стадионе "Астродом" в Хьюстоне. Рассказывает Юлия Шагельман.
"Битва полов", старательно стилизованная под 1970-е и окрашенная ностальгическими ретрофильтрами (операторская работа Линуса Сандгрена, обладателя "Оскара" за фильм "Ла-Ла Ленд"), переносит в то почти сказочное время, когда звезды спорта могли позволить себе очки и кривые зубы, а имидж "шовинистической свиньи" позволял спортсмену отлично зарабатывать на рекламных контрактах.
Билли Джин Кинг была заметной фигурой в борьбе женщин-спортсменок за равные права (и равный призовой фонд) с мужчинами, Бобби Риггс — самопровозглашенным "сексистом номер один". Матч между ними должен был раз и навсегда решить, могут ли женщины выступать в теннисе на равных с мужчинами, или им место "на кухне и в спальне". По крайней мере именно так преподносила этот поединок рекламная кампания. Не зря телетрансляция исторического матча 1973 года в прямом эфире получила самые высокие рейтинги со времен высадки американцев на Луну. Только в США за игрой следили 48 млн зрителей.
В фильме, поставленном творческим тандемом Джонатана Дэйтона и Валери Фэрис (они сняли инди-хиты "Маленькая мисс Счастье" и "Руби Спаркс", благосклонно принятые как критикой, так и зрителями) по сценарию автора оскароносного "Миллионера из трущоб" Саймона Бофоя, теннису уделяется не так уж много внимания. И даже борьба за женское равноправие в спорте, вроде бы заявленная главной темой, отходит на второй план. Авторов, набивших руку на трогательных мелодрамах, больше интересуют перипетии личной жизни Билли Джин Кинг (Эмма Стоун) и Бобби Риггса (Стив Карелл). Первой приходится разбираться с чувствами к парикмахерше Мэрилин (Андреа Райзборо) в эпоху, когда нетрадиционная ориентация означала неизбежный конец карьеры. Второго преследуют собственные демоны: например, зависимость от азартных игр, которая портит отношения Бобби с женой (Элизабет Шу) — необычайно, но все-таки не бесконечно терпеливой.
Несмотря на все комические ужимки и прыжки, Карелл играет своего Риггса с настоящей теплотой, показывая, что за маской шоумена тот скрывает страх старения и невостребованности, а "шовинистическая свинья" не более чем поза для того, кто вполне отдает себе отчет, что безбедным существованием он обязан состоятельной жене. В результате этот персонаж получается более многомерным и интересным, чем Билли Джин в исполнении Стоун — настолько положительная, что смотреть на нее попросту скучно. В отличие от исхода реального матча, на экране Бобби Риггс одерживает безоговорочную победу.
В "Битве полов" с редкой для идеологически заряженного байопика правдивостью показано, что "матч века" был не столько выдающимся спортивным событием, сколько сенсационным шоу, спектаклем, в котором каждый из исполнителей преследовал свои интересы, имеющие к спорту довольно отдаленное отношение. Ни о какой честной борьбе между упорной, трудолюбивой, находящейся на пике формы 29-летней Кинг и "едущим с ярмарки" 55-летним Риггсом, самоуверенно махнувшим рукой на тренировки, не могло быть и речи. Но именно это целиком постановочное действо стало, как не устают напоминать создатели фильма, поворотным моментом в истории борьбы за равноправие в спорте.
Гораздо убедительнее в смысле продвижения феминистских идей в "Битве полов" срабатывает тонкое и ненавязчивое изображение повсеместного и воспринимаемого как абсолютная норма бытового сексизма. Телеведущие без всякого смущения обсуждают внешние данные чемпионки; комментатор-мужчина проводит весь матч, приобняв свою коллегу, которая явно от этого не в восторге, но покорно терпит; шутки Билли Риггса про "феминисток с небритыми ногами" кажутся вполне безобидными на фоне снисходительного презрения, с каким ведут себя по отношению к женщинам спортивные функционеры. Все это впечатляет и заставляет радоваться тому, что времена все-таки изменились, намного сильнее, чем в моменты, когда авторы фильма, вспомнив о своей благородной миссии, начинают кидаться в зрителя лозунгами о равенстве и толерантности.