«Ренова» сделала предложение металлургам
После дела ФАС электроды могут подешеветь
Как стало известно “Ъ”, входящая в «Ренову» Виктора Вексельберга группа «Энергопром», единственный производитель графитированных электродов (ГЭ) в ЕАЭС, готова пойти навстречу металлургам. После жалоб отрасли на рост цен и дефицит товара ФАС на прошлой неделе возбудила дело, а уже 6 декабря «Энергопром» пообещал покупателям рост выпуска на треть и предложил долгосрочные контракты take-or-pay с дисконтом до 30% к споту. Но металлурги не удовлетворены: они ждали отклика «Реновы» еще месяц назад, а уровни спотовых цен сильно разнятся от страны к стране.
Группа «Энергопром» в 2018 году увеличит выпуск электродов марок UHP и SHP на треть, до 39,4 тыс. тонн, и готова продать металлургам около половины объемов (остальное законтрактовано) по долгосрочным (не менее двух лет) контрактам на принципах take-or-pay и по ценам на 20–30% ниже спотовых. Эти предложения гендиректор «Энергопрома» Виктор Нечуятов направил исполнительному директору ассоциации «Русская сталь» Алексею Сентюрину 6 декабря (копия письма есть у “Ъ”).
Металлурги осенью пожаловались в ФАС на подорожание ГЭ в десять раз, до $25–30 тыс. за тонну, и дефицит. Служба 28 ноября возбудила антимонопольное дело в отношении «Энергопрома», усмотрев «признаки нарушения закона о защите конкуренции, выразившегося в изъятии ГЭ из обращения с целью повышения цены». Группе грозит штраф в 1–15% от оборота, источник “Ъ” оценивал верхний порог в сумму около 2 млрд руб.
«Энергопром» подконтролен «Ренове» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника, мощности по всем маркам электродов — около 45 тыс. тонн, производство ГЭ в 2017 году — 30,6 тыс. тонн. «Энергопром» выпускает 100% ГЭ в ЕАЭС, доля рынка в РФ в 2016 году с учетом импорта — 34% (емкость рынка — около 75 тыс. тонн).
В «Энергопроме» подтвердили отправку письма. «При высокой волатильности мировых цен и мы, и металлурги крайне заинтересованы в предсказуемости цен и объемов поставок ГЭ»,— передал “Ъ” глава набсовета «Энергопрома» Игорь Дибцев. Он говорит, что долгосрочные договоры с формульным ценообразованием и гарантией выборки «позволили бы группе осуществить масштабную инвестпрограмму по наращиванию объемов и доведению качества до премиального». Общие мощности предполагается расширить на 35%, до 61 тыс. тонн в год, инвестиции — $131 млн. В письме Виктора Нечуятова указывается, что инвестобязательства предполагается закрепить в рамках специнвестконтракта (СПИК) с Минпромторгом. В Минпромторге на запрос не ответили. Источник “Ъ” среди металлургов уточнил, что СПИК — «идея недельной давности, ей нужно около полугода на проработку и определение формы бюджетной поддержки».
«Энергопром» прорабатывает и стратегическое партнерство с нефтяниками, «чтобы к 2020 году обеспечить создание в РФ собственного производства сырья для ГЭ — игольчатого кокса»,— рассказывает господин Дибцев. С кем идут переговоры, он не раскрывает. В нефтекомпаниях “Ъ” не ответили, но «Газпром нефть» в сентябре сообщала о планах вложить более 5,2 млрд руб. в производство игольчатого кокса (38,7 тыс. тонн) на Омском НПЗ. Для инвестиций также нужно сохранить импортные пошлины на ГЭ, считает «Энергопром».
Алексей Сентюрин уточнил “Ъ”, что еще не получил письмо, поэтому пока не готов обсуждать предложения. До сих пор в «Русской стали» выступали против сохранения антидемпинговых пошлин и напоминали, что, инициируя их в 2011 году (32,8%), «Энергопром» уже обещал нарастить мощности, но не сделал этого. Источник “Ъ” среди металлургов говорит, что предложения «Энергопрома» «ждали больше месяца назад», долгосрочные контракты не проблема, но спотовые цены сильно разнятся в РФ, Китае и Европе (там ниже, $8–9 тыс. за тонну, но основные объемы уходят по долгосрочным контрактам), поэтому сложно определить устраивающий всех уровень.