Украина выбилась из накатанной Кореи
На заседание Совбеза ООН по КНДР попытались внести ядерное оружие России
Совет Безопасности ООН вчера по инициативе Японии вновь обсудил ситуацию на Корейском полуострове. Участники заседания дружно осудили КНДР, но решений об усилении санкций против нее не приняли. При этом встреча неожиданно вылилась в жесткий обмен репликами между представителями Украины и России. Глава украинского МИДа Павел Климкин заявил: нарушения международного права Северной Кореей аналогичны действиям России, которая расширяет географию размещения своего ядерного оружия. В ответ постпред РФ при ООН Василий Небензя призвал Украину перестать распространять «легенды» и не отходить от повестки заседания, а своего оппонента обвинил в «неуважении Совбеза».
«Необоснованная самоуверенность», «опасная риторика» и «отсутствие каналов коммуникаций» — эти проблемы, по мнению генсека ООН Антониу Гутерреша, усугубляют ситуацию на Корейском полуострове. Открывая вчерашнее заседание, господин Гутерреш заявил, что ООН может стать посредником на переговорах с КНДР. Подтверждением этого можно считать активную дипломатическую деятельность высокопоставленных представителей организации: в начале декабря, например, замгенсека ООН, в прошлом высокопоставленный американский дипломат Джеффри Фелтман провел переговоры в Пхеньяне.
Представители действующей американской администрации утверждают, что «не стремятся к войне с КНДР и не хотят ее»,— об этом заявил в своем вчерашнем выступлении госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Однако он подчеркнул, что все заявления Пхеньяна в Вашингтоне воспринимают как прямые угрозы. Особое внимание господин Тиллерсон уделил тезису о необходимости усиления давления на Северную Корею. «Каждая страна—член ООН должна полностью выполнить все существующие резолюции Совбеза»,— заявил он, де-факто обращаясь к КНР и России. Дипломат призвал Москву и Пекин усилить давление на Пхеньян, выполняя не только требования Совбеза ООН в рамках его резолюций, но и принимая односторонние меры. По мнению господина Тиллерсона, все страны должны запретить мигрантам из Северной Кореи трудиться на их территориях. Заработанные средства пересылаются северокорейцами в КНДР и, по мнению руководства США, идут на развитие ядерной программы.
О России вспомнил на заседании и министр иностранных дел Украины Павел Климкин — причем он уделил ее действиям едва ли не больше внимания, чем политике КНДР. По мнению господина Климкина, международное сообщество должно продемонстрировать «бескомпромиссность применения международного права». А его, как отметил господин Климкин, Россия нарушила в отношении Устава ООН и Будапештского меморандума 1994 года (о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия). «Продолжающаяся оккупация территории Украины страной с ядерным оружием фактически привела к географическому расширению районов, где ядерное оружие размещено,— заявил Павел Климкин.— Российская военная агрессия против Украины, как и систематические провокации ее клиента — КНДР, вызвали опасный дисбаланс в существующей международной системе безопасности, подрывая эффективность и надежность режима нераспространения».
Постпред России при ООН Василий Небензя ответил на эти обвинения советом Павлу Климкину «освещать своим присутствием те заседания Совета Безопасности, где изложение его легенд о произошедшем и происходящем на Украине будет, по крайней мере, хотя бы в отдаленной степени соответствовать повестке дня этого органа». Российский дипломат еще раз подтвердил, что Москва выполняет все резолюции ООН и осуждает действия Пхеньяна — одновременно с этим не считая санкции эффективным инструментом. В ответ на призыв США запретить выходцам из Северной Кореи работать на территории России, Василий Небензя заявил: они трудятся в рамках действующих правительственных соглашений с КНДР. Ранее в пятницу в интервью «Интерфаксу» заместитель главы МИД РФ Игорь Моргулов пояснил: «Те северокорейские рабочие, которые начали процесс оформления и заключали трудовые договоры до даты принятия резолюции Совбеза — 11 сентября, будут продолжать работать в нашей стране до истечения срока контрактов. Так предусмотрено резолюцией».
В ходе заседания Василий Небензя также заверил: денуклеаризация Корейского полуострова невозможна без отказа США и их союзников от масштабных военных учений в этом регионе. Павел Климкин на эти слова отреагировал, напомнив о военных учениях России и Белоруссии, которые беспокоят Киев. «Следуя такой логике, я должен был призвать мое государство стать ядерным государством и разрабатывать ядерную программу»,— сказал он. После этого Василий Небензя вновь взял слово, отметив: Украина «не уважает Совет Безопасности».
В заключение на заседании выступил представитель КНДР Ким Ин Рен. «Если бы обсуждали проблему нераспространения, то первая страна, которая должна была бы предстать перед судом,— это США»,— заявил он, отметив, что на втором месте идет Япония.
Так или иначе, итогами вчерашнего дня северокорейская делегация может быть удовлетворена. Во-первых, Ким Ин Рен в качестве «специального гостя» выступил перед другими членами Совбеза — хотя обычно представители КНДР в таких заседаниях не участвуют. А во-вторых, никаких решений о новых санкциях принято не было — вопреки желанию японской делегации.