Операторы сдали сим-карты
Число новых подключений упало впервые за несколько лет
Число проданных в России сим-карт по итогам 2017 года сократится впервые за последние 12 лет — на 8% к уровню прошлого года, до 114 млн штук. С этого момента продажи будут падать и дальше — примерно до половины от нынешнего объема через несколько лет, ожидают сотовые операторы. Расходы на ритейл и выплату бонусов партнерам за продажу сим-карт уже практически не сказываются на доходах операторов, которые теперь больше ориентируются на удержание клиентов.
По итогам 2017 года количество новых подключений абонентов сотовой связи в России упадет впервые за 12 лет, оценили в МТС. По данным компании, к концу года будет продано примерно на 8% меньше сим-карт, чем годом ранее,— около 114 млн. С оценкой МТС в целом согласны в «МегаФоне» и Tele2. В «Вымпелкоме» не приводят точной оценки, уточняя, что в России, по данным компании, в последние годы продается 110–150 млн сим-карт в год.
Нельзя назвать здоровой ситуацию, когда в стране из-за агрессивного стимулирования продается более 100 млн новых сим-карт ежегодно, притом что все население составляет около 140 млн человек, подчеркивает президент МТС Андрей Дубовсков. При этом годовой уровень оттока абонентов у российских сотовых операторов в среднем составляет около 50%, у МТС — около 40%, оценивает он. «Это ведет к снижению рентабельности операторов, поскольку много денег уходит на перемалывание абонентской базы»,— сетует господин Дубовсков. Он указывает, что МТС подключает меньше абонентов, чем другие операторы, но показатели мобильной выручки и OIBDA у компании растут более высокими темпами, а абонентская база в России увеличилась на 0,5 млн за третий квартал.
«Думаю, что поэтапно продажи сим-карт будут снижаться сначала до двух третей, а потом и до половины от нынешнего объема»,— заявил “Ъ” гендиректор «Вымпелкома» Шелль-Мортен Йонсен. Он сравнивает российский рынок со стиральной машиной, в которой постоянно крутится огромное количество сим-карт: абонент тратит стартовый баланс и выбрасывает сим-карту, а продавцы стимулируют его приобрести новую. «Независимая розница сегодня занимается многократным переключением одних и тех же абонентов от одного оператора к другому по нескольку раз в год, исправно получая за это комиссию»,— отмечает он. «Вымпелком» уйдет от этой модели максимальных продаж сим-карт и сосредоточится на развитии «ценности продукта» для клиентов и качестве абонентской базы, говорит господин Йонсен. «Наша база развивается в соответствии с этим подходом. Об этом говорят показатели ARPU, мы демонстрируем такой же рост в 4%, как и МТС, и это в условиях общего сильного снижения рынка»,— подчеркивает он.
Как сообщал “Ъ” 5 декабря, «МегаФон» за девять месяцев 2017 года сократил продажи сим-карт на 13%, а количество салонов собственной розницы — более чем на 7%. «При этом мы сохранили выручку и увеличили ARPU абонентов, привлекаемых через розницу. Мы ориентируемся больше не на количество, а на качество подключений»,— говорят в компании. «Сотовый рынок, как в России, так и во всем мире, вошел в фазу насыщения. Валовые продажи сим-карт сокращаются, и это оказывает положительное влияние на рынок, так как растут качественные подключения»,— согласны в Tele2.
Операторы продолжат сокращать и упорядочивать неэффективную розницу, переориентируясь с увеличения абонентской базы на удержание клиентов, уверен гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. «Сейчас огромные расходы операторов на собственный ритейл и выплату бонусов партнерам за продажу сим-карт практически не сказываются на доходах»,— подтверждает он. В ближайшее время рост числа активных сим-карт будет происходить за счет увеличения подключений в сегменте M2M (machine-to-machine), полагает господин Анкилов.