Большие данные хотят вписать в рыночные рамки
Кто выиграет от коммерциализации персональной информации
В России предложили официально продавать персональные данные. Фонд развития интернет-инициатив разработал законопроект, в котором описан принцип передачи данных россиян бизнесу. Для этого хотят создать специальное приложение, где пользователь сможет выбирать, кому предоставлять доступ к информации, а также получать за это вознаграждение в виде денег, скидок или бонусов. Кто выиграет от внедрения такой системы?
Эта концепция позволит создать легальный рынок обмена данными, заявил «Коммерсантъ FM» замдиректора по технологическому развитию Фонда развития интернет-инициатив Сергей Алимбеков: «У бизнеса, например, проблема в том, что рынок серый. Данными торгуют, но делают это нелегально. Кто-то хочет обогатить свои данные другими данными, чтобы извлечь какую-то большую пользу, и например, продавать свою продукцию лучше. Государство не может в полной мере мониторить то, что происходит на рынке персональных данных. У нас 400 тысяч операторов персональных данных, и за всеми надо как-то уследить, а механизмов управления не существует. У пользователя третья проблема: он вообще не вовлечен в оборот данных, и его постоянно терроризируют SMS, телефонными звонками, навязчивой рекламой. Этот рынок у нас утекает, и если российские компании сейчас не займут его, то это сделают, наверное, иностранные компании».
Предполагается, что за предоставление доступа к данным будут отвечать компании-посредники, у которых предприятия будут запрашивать нужный массив информации. Авторы предложения отмечают, что рынок персональных данных в мире оценивается в $1 трлн. В России он может составить 25-30 млрд.
У бизнеса уже давно есть запрос на такие компании, а вот пользователи вряд ли получат хоть какую-то выгоду, считает директор по бизнес-приложениям компании «Крок» Максим Андреев: «История по поводу того, что россиянам будут что-то платить, интересная, но, мне кажется, мало реализуемая. О каких-то существенных суммах вряд ли может идти речь просто по экономическим соображениям, а организовать процессинг десятков миллионов человек — огромная работа, вряд ли кто-то на это пойдет. То, что про нас знают, как мы действуем в анонимизируемом виде, уже позволяет нам получать более качественные услуги и более персонализированные предложения, от чего все стороны только выигрывают».
Пользователи и сейчас могут решить, кому предоставлять свои данные, смысла в посредниках нет, считает управляющий партнер Fishki.net Михаил Гуревич: «Рынок сам достаточно успешно и активно регулирует использование персональных данных. Пользователи сами помечают, насколько они согласны с передачей своих персональных данных, какие данные они готовы отдать тому или иному приложению или же полностью отказать. Веселый получается законопроект — я бы его назвал законом о скидках и бонусах. Потому что, наверное, это будет чуть ли не первый такой коммерчески ориентированный закон. А в целом, зачем эти посредники нужны, непонятно. Коммерческой нужды в данном случае я не вижу».
О том, что в России готовится программа регулирования больших данных, стало известно еще весной. Тогда в СМИ появилась информация, что компании, которые их собирают, — например, мобильные операторы, — будут отчислять часть средств в общий фонд, за счет которого будет обслуживаться база данных.