«Саратовнефтепродукт» примкнул к продажам
У компании появился новый акционер
Крупнейший поставщик топлива в регионе ПАО «Саратовнефтепродукт» сменило собственника, оставшись в структуре НК «Роснефть». Вместо ООО «РН-Коммерция» владельцем 93,56% акций саратовского предприятия стало ООО «РН-Региональные продажи». В «Роснефти» вчера не успели прокомментировать сделку, но, скорее всего, смена собственника связана с решением компании выделить розничный бизнес в отдельный холдинг. Одновременно с саратовским предприятием в декабре прошлого года под контроль «РН-Региональные продажи» перешли как минимум еще три сбытовые компании. Эксперты полагают, что эффект от централизации управления в рознице может составить для «Роснефти» не менее 1,5 млрд руб. в год.
На ПАО «Саратовнефтепродукт» сменился акционер. Как сообщает компания, 22 декабря 2017 года 93,56% обыкновенных акций ПАО приобрело ООО «РН-Региональные продажи». Новый собственник получил акции от собственной материнской компании — ООО «РН-Коммерция» (напрямую и через ООО «Нефть-Актив» и ООО «РН-Трейд» контролируется АО НК «Роснефть»), — которая, в свою очередь, совсем недавно, 5 декабря 2017 года, приобрела их у АО «РН-Холдинг». Таким образом, «Саратовнефтепродукт» остается в составе НК «Роснефть», несмотря на вторую за месяц смену акционеров.
• ПАО «Саратовнефтепродукт» занимается продажей моторного топлива (АИ‑95, АИ‑92, дизельного топлива) мелкооптовым потребителям с нефтебаз и в розницу через сеть АЗС и, по собственным данным, занимает 44–42% регионального рынка. В 2016 году выручка ПАО составила 20,2 млрд (на 4% больше, чем годом ранее), чистая прибыль — 1,25 млрд руб. (на 4,47% меньше, чем в 2015‑м). В 2017 году компания планировала направить 453,7 млн руб. инвестиций, в том числе на реконструкцию АЗС, производственных мощностей и прочее. ООО «РН-Региональные продажи» основано в 2012 году. В 2016 году ООО получило убыток почти в 1,6 млн руб.
Напомним, за несколько дней до перехода под контроль нового акционера «Саратовнефтепродукт» продал другой структуре «Роснефти», ПАО «Саратовский НПЗ», Увекскую нефтебазу — недвижимое и движимое имущество, результаты проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, а также права по договорам аренды земельных участков под объектами нефтебазы. Как писал „Ъ“, общая стоимость сделки составила в 2,25 млрд руб. У «Саратовнефтепродукта» осталось три нефтебазы — Балашовская, Ртищевская и Энгельсская.
В АО НК «Роснефть» вчера не успели прокомментировать сделку. Скорее всего, смена акционера саратовской компании связана с решением «Роснефти» выделить розничный бизнес в отдельное юридическое лицо. Об этом НК объявила еще в мае 2015 года. А 18 декабря 2017 года «Роснефть» сообщила о том, что совет директоров одобрил стратегию «Роснефть‑2022», которая в том числе предусматривает переход на холдинговую структуру управления в рознице. «Ожидается, что выделение розничного бизнеса в отдельный субхолдинг с привлечением стратегического инвестора позволит существенно повысить его финансовые результаты», — сообщили в компании. Это подтверждается тем, что реорганизация коснулась не только саратовского предприятия: 22 декабря под контроль ООО «РН-Региональные продажи» перешли ПАО «Туланефтепродукт», ПАО «Калуганефтепродукт» и ПАО «Рязаньнефтепродукт». По данным kartoteka.ru, ООО является учредителем еще 16 компаний, в том числе ООО «Курскоблнефтепродукт», ООО «РН-Чеченнефтепродукт», ООО «РН-Новосибирскнефтепродукт», ООО «РН-Красноярскнефтепродукт», ООО «РН-Ингушнефтепродукт», ООО «РН-Северо-Запад» и других.
Эксперт ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко отметил, что «Роснефть» сейчас обладает крупнейшей в стране сбытовой сетью: более 140 нефтебаз на 2,5 млн куб. м, 1100 автобензовозов, почти 3 тыс. АЗС. «Ежегодно реализуется порядка 30 млн тонн нефтепродуктов, в том числе в собственной розничной сети свыше 10 млн тонн. Доля компании на оптовом рынке — 32% по объему бензина и 36% по объему дизтоплива, а на розничном рынке доля около 23%. У компании 49 сбытовых региональных подразделений»,— сказал он. Господин Ващенко считает, что необходимость модернизации сбытовой структуры может быть обусловлена «не только борьбой за повышение эффективности управления и синергетический эффект, но и за увеличение доли компании на розничном рынке, если этому не будет препятствовать ФАС». «Возможность увеличить долю во многих регионах еще есть. Головная структура получит возможность оперативного управления материальными ресурсами, что в конце концов повысит эффективность бытового бизнеса. Я полагаю, что эффект от централизации управления составит не менее 1,5 млрд руб. в год»,— добавил он.