Авторынок держит скорость
Продажи новых машин в 2017 году выросли на 12%
Российский авторынок закончил 2017 год на мажорной ноте: реализация новых легковых и легких коммерческих машин увеличилась на 12%, до 1,6 млн автомобилей. Авторынок показал рост впервые за последние четыре года. Лидеры продаж сохранили свои позиции: на первых позициях остались Lada и корейские Kia и Hyundai. В то же время Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) впервые объявила о неготовности предоставить прогноз по авторынку на 2018 год из-за неопределенности планов по повышению ставки утильсбора.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2017 году выросли на 11,9%, до 1,596 млн машин, сообщила сегодня Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Декабрьские продажи увеличились на 14%, до 166 тыс. штук. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заметил, что в декабре рынок находился «в гармонии с предыдущими месяцами», подчеркнув также «слабый старт в январе и феврале» 2017 года (восстановление спроса началось в марте). «Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру»,— добавил господин Шрайбер. Тем не менее, по словам главы профильного комитета АЕБ, 2017 году удалось прервать полосу падения продаж, которая наблюдалась последние четыре года.
Напомним, первые попытки российского авторынка перейти к росту спроса после трехлетнего падения были зафиксированы еще в конце 2016 года. Отрасль в последние годы пользуется значительной господдержкой (финансируемые бюджетом скидки на новые машины при сдаче старых на утилизацию и в trade-in, льготные кредиты и лизинг, промсубсидии местным заводам и т. д.). Но в предыдущие годы программы госпомощи лишь тормозили спад рынка.
По данным АЕБ, на росте спроса из ведущих автобрендов сильнее всего выиграли Lada и ряд активно локализовывавших производство в РФ иностранных автоконцернов. Так, продажи Kia выросли на 22%, до 181,9 тыс. машин, Volkswagen — на 21%, до 89,5 тыс. штук, Ford — на 18%, до 50,4 тыс. штук. Продажи лидера рынка Lada увеличились на 17%, до 311,6 тыс. автомобилей. Из наиболее популярных марок спад в 2017 году показал только УАЗ: реализация машин бренда снизилась на 15%, до 41,6 тыс. штук. На третьем месте по продажам за год после Lada и Kia находится Hyundai, реализация которой выросла на 9%, до 157,9 тыс. автомобилей.
Самой продаваемой моделью в 2017 году стала Kia Rio (96,7 тыс. машин), за ней следуют Lada Granta (93,7 тыс.) и Lada Vesta (77,3 тыс.). На четвертом и пятом местах модели Hyundai — Solaris (68,6 тыс.) и Creta (55,3 тыс.).
Самые продаваемые марки автомобилей в России в 2017 году
|
Кроме того, впервые в своей истории АЕБ не смогла представить прогноз по рынку новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 2018 год из-за неопределенности по повышению утилизационного сбора. По словам господина Шрайбера, пока российское правительство не примет окончательное решение по поводу утильсбора, участникам рынка будет сложно оценить воздействие этого фактора на бизнес. Ранее “Ъ” сообщал, что Минпромторг предложил правительству с 2018 года повысить утилизационный сбор на легковые машины на 87–125%.
На сколько подорожают машины в 2018 году
Как выяснил “Ъ”, цены на легковые автомобили 2018 года выросли практически у всех брендов в среднем на 3–5%. В концернах увеличение стоимости машин объясняют ростом акцизов, предполагаемой индексацией утильсбора и инфляцией. Дилеры уверены, что рост продолжится и в целом за год составит 13–17%, однако отраслевые эксперты более осторожны и говорят о верхней планке в 10%.