Налоговая дискуссия набирает социальный оборот
Страховым взносам прочат перемены
Главная проблема российской налоговой системы — неэффективная система страховых социальных взносов. Такой вывод можно сделать из выступлений участников вчерашней налоговой сессии Гайдаровского форума. Речь на ней шла о снижении взносов в обмен на рост налогов на потребление, о возврате к единому соцналогу, о консолидации соцфондов, о введении соплатежей работников. Прорывающееся недовольство системой налогообложения труда выглядит разминкой перед поствыборной дискуссией о реформах с правительственным соцблоком, которому в прошлом году удалось заблокировать минфиновскую идею размена страхвзносов на НДС.
Негласный запрет, наложенный Владимиром Путиным на публичное обсуждение чиновниками несогласованных подходов к налоговым изменениям (первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил о наличии такого указания президента на последнем съезде РСПП — см. “Ъ” от 17 марта 2017 года), поставил организаторов фискальной сессии Гайдаровского форума перед сложной задачей — как говорить о налогах, не обсуждая конкретных вариантов изменений.
Вероятно, поэтому доклад делал глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, находящийся вне системы исполнительной власти. Депутат заявил, что созданный при его соавторстве 20 лет назад Налоговый кодекс сейчас является уже не двигателем, а тормозом развития налоговой системы, притом что сама модернизировавшаяся налоговая служба стала одной из лучших в мире. НК постоянно правится, и из-за массива подзаконных актов он уже перестал быть законом прямого действия. Поэтому, по словам депутата, сейчас наметился выбор — принимать новую редакцию Налогового кодекса или оставить все как есть, надеясь на хорошо работающую налоговую службу.
Идея «лучше ничего не трогать» на форуме весьма популярна. При этом к прежнему обоснованию («только приспособились — оставьте все как есть») прибавилось новое. По словам врио губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского, с учетом быстрого развития технологий сейчас трудно принять решение и обещать, что в ближайшие годы оно не будет пересмотрено. По его мнению, вслед за другими отраслями в налоговую сферу придет индивидуальный подход к клиенту, базы данных по платежам будут состыкованы и служба перейдет к формированию портрета каждого налогоплательщика. «Может, отложить серьезные изменения в налоговой системе до момента, когда страна будет технологически к ним готова?» — задался он вопросом. Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что налоговую систему менять все же нужно, но не спеша и с пониманием того, что дают прорывные технологии — такие как искусственный интеллект, «большие данные», блокчейн.
Впрочем, по части необходимости изменений минимум в одном сегменте, в обложении фонда оплаты труда, консенсус в ходе вчерашней сессии сложился. В отсутствие какой-либо конкретики по другим налогам (поднятая СМИ тема подоходного налога не затрагивалась) о страховых взносах говорили более определенно. Министр финансов Антон Силуанов проблемой налоговой системы назвал высокую фискальную нагрузку на бизнес в виде прямых расходов на труд. «Мы проигрываем другим странам в части конкурентоспособности нашей налоговой системы»,— отметил министр, вновь высказавшись за изменение структуры налогов для снижения нагрузки на труд. Напомним, в марте прошлого года он объявил разработанные Минфином параметры фискального маневра: снижение ставки взносов с 30% до 22% с одновременным повышением НДС с 18% до 22%. Резко против идеи тогда выступил соцблок правительства, не желающий сокращения поступлений взносов,— в итоге она умерла еще на этапе согласований. Теперь ее реанимация возможна уже после кадровой перетряски правительства после выборов президента.
Андрей Макаров, впрочем, пошел еще дальше и высказался за возвращение единого социального налога, мотивировав это тем, что говорить о страховой природе нынешних взносов уже не приходится. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова развила наступление на соцблок, продолжив тему объединения трех внебюджетных фондов (см. “Ъ” от 17 января). Единый фонд, по ее словам, мог бы делить собранные взносы между пенсионным, социальным и медицинским страхованием, отдав персональный учет застрахованных ФНС. Она также напомнила о том, как плохо справлялись фонды с администрированием взносов до его передачи налоговикам: полномочия были получены вместе с большой суммой задолженности по взносам — значительную ее часть пришлось признать безнадежной к взысканию. По ее словам, для принятия дальнейших решений в этой сфере необходимо в принципе определиться, на ком должна лежать нагрузка по налогам на труд: только на работодателе или еще и на работнике, заинтересованном в увеличении своих пенсионных прав.
Оценивая возобновление дискуссии по взносам, президент РСПП Александр Шохин выразил опасение, что из-за короткого периода обсуждения (предложения должны быть сформированы после выборов и приняты до конца весенней сессии Госдумы — к новому бюджету) бизнес и экспертное сообщество вновь будут исключены из процесса принятия решений — на согласования с ними просто не будет времени.