К возврату готовы

Граждане стали чаще обращаться за компенсациями

Раньше, чтобы получить налоговый вычет или компенсацию за задержанный рейс с авиакомпании, надо было выстоять многочасовые очереди и неделями ходить по инстанциям. Сейчас сделать это можно онлайн, что увеличило число желающих вернуть свои деньги.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА

Социологи любят спрашивать россиян до и после Нового года, сколько они планировали потратить на праздник и подарки, а сколько истратили в реальности. 2018-й не стал исключением, хотя и не принес громких сенсаций. Но социологи, изучив ответы граждан в этом году, пришли к любопытным выводам.

Как следует из результатов опроса ВЦИОМа, средняя сумма фактических расходов россиян на празднование 2018 года почти не изменилась по сравнению с 2017-м.

Как и год назад, люди в среднем потратили на праздник 14,195 тыс. руб. (разница с прошлым годом всего 3 руб.). Однако планируемые траты (14,299 тыс. руб.) не просто почти совпали с фактическими расходами, а оказались выше, чем было потрачено людьми в реальности. И надо сказать, что такое с нашими людьми происходит впервые за последние 12 лет.

По крайней мере, как следует из опросов ВЦИОМа, в свой запланированный бюджет на Новый год россияне ни разу не вписывались за всю историю наблюдений. Поэтому, комментируя результаты нынешнего опроса, аналитик ВЦИОМа Иван Леконцев предположил, что «практически полное совпадение планируемых и фактических затрат на Новый год может свидетельствовать о росте у россиян навыков финансового планирования, умения накапливать деньги на ожидаемый праздник и умения сдерживаться, чтобы не потратить больше запланированного». И надо сказать, что для россиян это комплимент.

До сих пор уровень финансовой грамотности россиян считался невысоким — Минфин утвердил целую стратегию ее повышения, а Всемирный банк выделяет на это миллионы долларов. Так что высокая финансовая дисциплина наших соотечественников, выявленная социологами, оказалась, с одной стороны, неожиданной, а с другой — свидетельствует о том, что россияне стали гораздо бережнее относиться к деньгам, нежели в докризисные времена, как отмечали уже эксперты Deloitte и BCG.

Об этом же свидетельствует и растущее из года в год число граждан, обращающихся за налоговым вычетом, как утверждает Федеральная налоговая служба (ФСН).

Впрочем, результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) напоминают, что в 2016 году за налоговым вычетом обращались всего 10% россиян.

«Безусловно, мы наблюдаем за последние годы тенденцию, свидетельствующую о том, что россияне более тщательно стали относиться к деньгам. И если раньше, когда речь шла о каких-то вычетах, о возможности где-то что-то сэкономить, это оставалось как-бы "за фокусом", то сейчас люди интересуются такими вопросами гораздо чаще в надежде что-то сэкономить, вернуть»,— говорит руководитель исследований НАФИ Тимур Аймалетдинов.

Разумеется, экономить и вообще рациональнее подходить к своим повседневным тратам россияне начали не от хорошей жизни.

Так, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы граждан продолжают падать третий год подряд. За 11 месяцев 2017 года они снизились на 1,4% по сравнению с тем же периодом 2016-го.

В такой ситуации волей-неволей приходится меньше тратить, потому что меньше денег, а можно более рационально относиться к расходам.

Результаты исследования «Ромира» о предновогодних тратах россиян показывают, что наиболее рационально ведут себя граждане из высокодоходной группы.

По оценкам «Ромира», среди разных доходных групп наиболее расточительными в предновогодней закупке показали себя россияне со средними доходами. В декабре они потратили на 18% больше, чем месяцем ранее, и за год рост их расходов составил 4,4%. Граждане из высокодоходного сегмента потратили в декабре на 13,9% больше, чем в ноябре, но по сравнению с прошлым годом рост их трат не смог превысить даже размеры инфляции, составив всего 1,1%. Россияне же с низкими доходами за последний месяц года потратили на 15,3% больше, чем в ноябре.

Однако, как отмечает «Ромир», эти траты несравнимы с аналогичными показателями предыдущего года. Так, по сравнению с декабрем 2016-го россияне с низкими доходами сократили свои траты на 3,4%. То есть можно предположить, что это уже не рачительность, а скорее показатель того, что у людей попросту стало меньше денег.

А вот с предположением о том, что финансовая грамотность напрямую зависит от уровня дохода, Тимур Аймалетдинов не согласен: «Не все зависит от денег. Прямой корреляции нет, однако есть Y-образная корреляция, когда активность человека в подобных вопросах зависит от уровня образования. А это, в свою очередь, влияет на уровень жизни».

То есть уровень образования определяет степень активности жизненной позиции человека, которая побуждает его стремиться узнать что-то новое, предпринимать какие-то действия. Это, в свою очередь, является значимым фактором активного поведения и в сфере финансовой грамотности.

Налог с «кэшбэком»

Как вы думаете, чем можно порадовать москвичку, маму троих детей, красавицу, умницу и супругу успешного топ-менеджера дилерского центра? В жизни не догадаетесь. А это, как ни странно, налоговый вычет. Но Елена К. радостно рассказывает, что недавно легко компенсировала часть своих трат на дополнительные занятия детей.

Вопросом возврата налогов за обучение детей Елена занялась впервые в прошлом году, увидев такую услугу в Сбербанке. Попросила руководителей многочисленных секций и кружков, в которых занимаются ее дети, оформить все договоры официально, получила на руки все документы и скинула фотографии договоров и чеков по почте налоговому консультанту банка. А в канун Нового года получила деньги на счет.

Говорит, что оформить все оказалось просто, а получить налоговый «кэшбэк» так и вовсе приятно. «Я как-то на эти деньги и не рассчитывала, сумма небольшая, но поди плохо!» — говорит она.

Как выясняется на сайте Сбербанка, услуги по возврату налоговых вычетов оказывает не сам банк, а его партнер — компания ООО НДФЛКА.РУ. Алгоритм работы сервиса таков.

Оставляешь заявку на сайте Сбербанка, после чего звонит налоговый консультант, который впоследствии (и после оплаты) делает за налогоплательщика всю нудную работу.

Причем с консультантом можно обсудить, на какие вычеты можно подать документы и за какой период, что становится актуальным, если вспомнить, что пару лет назад вы где-то учились, лечились или оплачивали услуги, оказанные вашим детям.

После этого консультант присылает список необходимых документов и помогает подготовить и оформить все бумаги для налоговой службы. Прежде всего заполняет за вас декларацию 3-НДФЛ (это унылый документ-простыня на много страниц, который часто вызывает вопросы по заполнению у неопытных пользователей).

Некоторым клиентам Сбербанк предлагает воспользоваться услугой налоговых консультантов даром. Для всех остальных цена вопроса — от 1499 руб. (при условии, что документы в налоговую инспекцию передаст сам налогоплательщик, можно и через личный кабинет) до 2999 руб. (в таком случае консультант не только заполняет декларацию сам, но и лично передает ее налоговикам и отслеживает весь процесс).

Конечно, большого возврата за оплату детского образования не сорвешь — это максимум 6,5 тыс. руб. в год (13% от 50 тыс. руб.). Однако лечение или самостоятельная учеба поднимают планку уже до 15,6 тыс. (13% от 120 тыс. руб.). За открытие индивидуального инвестиционного счета (ИИС) можно получить в виде вычета 52 тыс. руб. (13% от 400 тыс. руб.), за покупку недвижимости — 260 тыс. руб. (13% от 2 млн руб.), а за проценты по ипотеке — еще 390 тыс. руб.

В результате, по словам одного из создателей сервиса НДФЛКА.РУ., управляющего партнера Taxadvisor Дмитрия Костальгина, по итогам 2017 года сервисом воспользовались 44 тыс. человек. Им удалось вернуть в виде налоговых вычетов 4,7 млрд руб. Причем Дмитрий отмечает, что особый импульс развитию его бизнеса придало сотрудничество с банками — на сегодняшний день их около десятка.

По словам Костальгина, налоговым вычетом пользуются примерно 10 млн человек в год. Эта цифра могла бы быть в три-четыре раза выше, однако главным условием для возврата налогов является белая зарплата, что ограничивает возможности многих людей.

Не так давно ФНС предоставила возможность налогоплательщикам оформлять декларацию 3-НДФЛ через личный кабинет на сайте госналогслужбы. Но поскольку заполнение декларации остается по-прежнему делом сложным, Дмитрий Костальгин не сомневается в дальнейшем росте своего бизнеса:

«Это как с мытьем посуды: будете ли вы мыть посуду сами руками или воспользуетесь для удобства посудомоечной машиной».

Как ни странно, но более простая процедура возврата налогов, уплаченных за границей (tax free), многим россиянам вовсе незнакома. Притом что для возврата подоходного налога в международных аэропортах устроены специальные отделения. А оформление документов требует минимум бюрократии.

В декабре прошлого года НАФИ опубликовало результаты опроса о том, насколько популярна у российских путешественников система tax free. Как выяснилось, 82% респондентов впервые услышали о возможности вернуть часть налогов с зарубежных покупок во время опроса. Причем половина тех, кто знает о существовании tax free, никогда не обращались за возвратом средств.

Результаты, конечно, печальные, но вполне логичные, учитывая тот факт, что на протяжении многих лет самыми популярными зарубежными направлениями российских туристов были Турция и Египет, которые ориентированы не на шопинг, а на пляжный отдых, где все включено.

Мобилизация возврата денег

Сейчас в России раскручиваются онлайн-сервисы, которые ориентированы на получение компенсаций от авиакомпаний за отмену или задержку рейсов (Compensair и AirHelp). Как рассказали в сервисе AirHelp, который начал работать в России, как и в других странах, в 2013 году, за время работы их услугами на российском рынке смогли воспользоваться свыше 115 тыс. авиапассажиров, а по всему миру за тот же период сервис помог получить компенсацию более 5 млн пассажиров.

Общую сумму компенсации для россиян в AirHelp назвать не могут, однако средний размер компенсации, получаемой российскими клиентами, озвучили — это €450. Для европейских авиапассажиров этот показатель равняется €550.

На вопрос о портрете их пользователя в AirHelp рассказали следующее: «Чаще всего в России заявку на компенсацию подает не один пассажир, а целые семьи, летавшие в отпуск. Особенно заметно эта тенденция проявляется летом. Чуть реже в AirHelp обращаются частные авиапассажиры и бизнес-путешественники из России».

Еще проще все можно сделать при помощи мобильного телефона. Скачав приложение AirHelp, пассажиры, пострадавшие от задержки, отмены и овербукинга рейса или от проблем с багажом, могут еще в аэропорту бесплатно проверить, полагается ли им в данных условиях компенсация от авиакомпании, и узнать размер причитающейся им выплаты. Для этого пользователь либо сканирует свой посадочный талон для автоматического ввода данных своего рейса, либо загружает маршрутную квитанцию.

Если клиенту полагается компенсация, он может за пару минут подать заявку на ее получение, которую AirHelp оформит и передаст в авиакомпанию. При необходимости компания будет отстаивать права клиента в суде. Если заявку не удовлетворяют, то пользователь ничего платить AirHelp не должен. Зато в случае успеха можно получить компенсацию за последние три года. После удовлетворения заявки пострадавший тут же получит на свой счет полную сумму за вычетом комиссии AirHelp — она составляет 25%.

Получить компенсацию через AirHelp можно, если рейс был совершен европейской авиакомпанией в Евросоюз или из Евросоюза, а также российской авиакомпанией из ЕС. Согласно регламенту ЕС №261/2004, компенсация за отмену или задержку рейса составляет до €600.

Как подсчитали в сервисе AirHelp, в России за 2017 год объем компенсации, на которую вправе рассчитывать около 25,5 тыс. авиапассажиров, составил около €10 млн (в Европе — свыше €2 млрд).

Большинство россиян о такой возможности и о таких сервисах просто не знает. Ведь русскоязычную мобильную версию своего приложения AirHelp выпустил только в декабре прошлого года.

В востребованности подобных сервисов большую роль играют их простота и доступность. «Абсолютно такая же ситуация была с благотворительностью в нашей стране,— напоминает Тимур Аймалетдинов.— Очень долго люди делали пожертвования классическими способами — подавали милостыню на улицах или целенаправленно что-то перечисляли по каким-то объявлениям.

Когда в Россию пришли сервисы, с которыми сделать пожертвование можно через SMS, по статистике, доля и объем пожертвований резко возросли.

Очевидно при этом, что за такой короткий промежуток времени люди не могли поменять свое мировоззрение и вдруг начать активно жертвовать. Это было явно связано с тем, что сам процесс оказался удобным и очень простым».

Вся лента