Северный бассейн может остаться без гавани
Над Мурманским рыбным портом нависла угроза остановки
Сегодня в Росимуществе состоится совещание, на котором должно быть принято решение по работе Мурманского рыбного порта. У действующего оператора причалов порта АО "Мурманский морской рыбный порт" (ММРП) в феврале истекает действие договора доверительного управления причалами, заключенного в 2008 году, когда компания еще не была приватизирована. Данный договор больше не соответствует законодательству, однако конкурсные процедуры, необходимые для заключения нового соглашения, менее чем за месяц до конца его действия не проведены. Остановка работы порта может привести к росту цен на рыбу: перегружать ее придется в Норвегии, Калининграде и Петербурге, считают эксперты.
Сегодня АО принадлежит группе компаний "Севрыба", в которую входят несколько береговых предприятий. Как утверждают в ММРП, в октябре прошлого года компанию уведомили о досрочном прекращении действия договора доверительного управления. С тех пор ММРП обращался в Росимущество, региональный ФАС, Минэкономразвития и Администрацию президента с предложением заключить концессионное соглашение либо договор аренды, но ответа не получил. По словам представителей компании, новый оператор причалов рыбного порта не определен, что означает остановку его работы сразу, как только договор доверительного управления утратит силу. В ММРП утверждают, что рядом с Мурманским рыбным портом нет сопоставимых по мощности терминалов. Таким образом, остановка работы порта вынудит рыболовные компании разгружать рыбу в Калининграде и Петербурге, что существенно удлинит транспортное плечо и повлияет на конечную цену рыбной продукции. Также разгрузка может осуществляться в Норвегии.
В Росимуществе не ответили на вопросы "Ъ" о причинах расторжения договора, ограничившись информацией о том, что вопрос дальнейшего использования имущественного комплекса порта прорабатывается, а договор с ММРП истекает 15 февраля 2018 года.
Как объяснил "Ъ" первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, договор доверительного управления с частной компанией не соответствует действующему законодательству, поэтому не будет продлен. Росимущество должно будет передать причалы в аренду ММРП или новому оператору. При этом безостановочная работа рыбного порта зависит "от ММРП и оперативности работы Росимущества". "Все зависит от конструктивной позиции ММРП. Компания имеет все основания претендовать на причалы, с которыми у нее есть неразрывная технологическая связь. Если заявителей будет несколько, будет проводиться тендер. Однако ММРП имеет преимущественное право",— сказал господин Тюкавин. По словам заместителя губернатора региона, в соответствии с решением госкомиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса при Аркадии Дворковиче, причалы будут переданы ФГУП "Нацрыбресурс", которое будет выступать в роли представителя Росимущества, сдавая причалы в аренду портовым операторам.
Как отмечает член Ассоциации морских портов Виктор Морозов, найти нового оператора в короткие сроки невозможно. "Продав акции АО "ММРП" в частные руки, государство продало и все склады, холодильники, портальные краны, котельные, коммуникации, сети, подстанции и автодороги. Другой оператор не сможет прийти и начать управление причалами, не построив новую инфраструктуру либо не выкупив или не взяв ее в аренду у собственника. Поэтому самый простой выход — заключить договорные отношения с ММРП",— считает господин Морозов. Терминалы для перегрузки рыбы, по его словам, есть в Архангельске, но их недостаточно, чтобы заместить мощности Мурманского рыбного порта.
Как отмечают в Росрыболовстве, на период определения балансодержателя причалов (будет предоставлять их в аренду) препятствий для их использования не будет, поэтому говорить об остановке порта нельзя. В рамках комплексной программы развития рыбного терминала ФГУП "Нацрыбресурс" планирует провести работы по созданию системы полного обслуживания судов рыбопромыслового флота. В 2017 году "Нацрыбресурс" заключил большое количество договоров аренды на использование портовых мощностей по всей стране. Условия включают обязательства арендаторов по инвестициям, перевалке определенного объема рыбных грузов, капитальному и текущему ремонту причалов.
"Что касается работы ММРП: после его приватизации от рыбаков и ассоциаций стали поступать жалобы, что стоимость перевалки грузов возросла. Этот факт требует отдельного рассмотрения",— считают в Росрыболовстве.
"СПб" следит за развитием ситуации.