Оскорбление чувств заведующих
Андрей Плахов о запрете «Смерти Сталина»
На 25 января был запланирован выпуск в прокат фильма «Смерть Сталина». Однако на волне развернувшейся по этому поводу кампании протеста Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение картины. Комментирует Андрей Плахов.
Талантливый шотландский комедиограф Армандо Ианнуччи живописует смерть советского вождя и растерянность его окружения, не жалея гротеска. Действие начинается с экстренного звонка Сталина (Эдриан Маклафлин), который требует прислать ему запись концерта Моцарта и тем самым ввергает в панику весь свой ближний круг. Ведь концерт передавали по радио, его запись не велась, и теперь дирижера вытаскивают из постели и прямо в пижаме заставляют заново исполнять произведение. А дальше — пианистка Мария Юдина (Ольга Куриленко) сообщает вождю нечто такое, от чего его хватает сердечный приступ, и вот всемогущий хозяин страны валяется мертвый в луже мочи, по-прежнему вызывая суеверный ужас и одновременно алчное злорадство своих прихлебателей.
Среди растерянных вассалов-партийцев начинается отчаянная борьба за кресло преемника — драчка за власть, в которой все средства хороши. Один лагерь представляет дураковатый позер Маленков (Джеффри Тэмбор), за чьей спиной стоит злодей и волокита Берия (Саймон Расселл). Другой — хитромудрый интриган и фигляр Хрущев (Стив Бушеми), который вовлекает в интригу солдафонистого, увешанного орденами маршала Жукова (Джейсон Айзекс). Появляются на экране и отвязный буян Василий Сталин (Руперт Френд), и жалкий подобострастный Молотов (Майкл Пейлин), и нервная Светлана Аллилуева (Андреа Райсборо), и еще целый ряд известных персонажей. Первоклассный состав позволяет Ианнуччи срежиссировать настоящий парад гротескных актерских работ.
Мировая премьера «Смерти Сталина» состоялась на фестивале в Торонто, она вышла в прокат в Великобритании и в Италии, а на фестивале в Турине награждена призом ФИПРЕССИ — международной кинокритики. А вот с точки зрения членов общественного совета при Минкульте России, эта лента не представляет ни исторической, ни культурной ценности и является оскорбительной. Об этом сообщили возглавляющий совет Юрий Поляков и входящий в него Павел Пожигайло после просмотра, на котором присутствовали также Никита Михалков, Елена Драпеко, Сергей Мирошниченко и другие деятели культуры.
Дистрибуцией в России «Смерти Сталина» занимается кинокомпания «Вольга» — та самая, что совсем недавно столкнулась с другой попыткой волюнтаристского переноса релиза (речь о «Приключениях Паддингтона-2»). «Вольга» еще в декабре предоставила копию фильма Ианнуччи в Минкульт, получила на него прокатное удостоверение и забронировала для показа в конце января большое количество кинотеатров, в том числе тридцать столичных. Однако начиная с осени против фильма велась кампания, сопоставимая с той, что пыталась воспрепятствовать выходу на экраны «Матильды». Эту кампанию инициировали некоторые из упомянутых членов совета Минкульта, а также КПРФ, функционеры которой назвали картину «мерзостью» и «очередной формой психологической войны против нашей страны». Но если коммунистов тут можно хотя бы понять, труднее увидеть логику в словах тех деятелей культуры, которые известны антикоммунистическими и даже монархическими убеждениями.
Как и в случае «Матильды», у кампании нашлись союзники в кинопрокате: например, «Смерть Сталина» еще до отзыва прокатного удостоверения решили не показывать муниципальные кинотеатры Екатеринбурга. Зазвучали заявления некоторых юристов о том, что фильм якобы нарушает российское законодательство и содержит сцены чрезмерного насилия, что необходимо подвергнуть его специальной экспертизе. На самом деле и тени чего-то криминального в картине нет; западные критики даже упрекали ее в том, что авторы не показали преступлений сталинизма во всей их красе.
«Смерть Сталина» снята по одноименному графическому роману Фабьена Нури и Тьерри Робена, и это многое объясняет. Здесь не надо искать ни реалистического отражения истории, ни даже политической сатиры в чистом виде. Это фарс, смешанный с гиньолем, но отнюдь не пасквиль.
Мораль этого очередного скандала на ниве культурной политики состоит в том, что российское общество не выработало по отношению к отечественной истории необходимой дистанции, которая позволяла бы свободно говорить о ней, не рискуя обострить чьи-то фобии и психозы. В частности, страна не сумела дистанцироваться от сталинизма; у былого вождя по-прежнему много поклонников и тех, кто ассоциирует сталинскую эпоху с сегодняшней или видит в ней ностальгический идеал.
Пока на родине никак не договорятся насчет личности Сталина, за ее пределами на этом материале снимают талантливое кино, тем более актуальное оттого, что сегодня опять целыми странами правят авантюристы и безумцы. Одна из главных подразумеваемых мишеней Ианнуччи — Дональд Трамп, но режиссер уверен, что подобное кино можно было бы снять про любого державного властолюбца из мировой истории: люди во всех странах и во все времена в подобных ситуациях ведут себя одинаково. Соответствующие исторические фигуры давно стали персонажами комедий и комиксов: человечество кое-как научилось, смеясь, расставаться со своим прошлым. И только у нас с замиранием сердца и оскорбленными чувствами могут смотреть кино про то, как компания отпетых политиканов и злостных сквернословов рулила шестой частью суши.
Через тернии к экранам
Подборка зарубежных фильмов, имевших проблемы с прокатом в России