Один из приоритетов
Официально
"Огонек" обратился в Министерство образования и науки РФ. На вопрос, за счет чего происходит повышение зарплат учителей в школах, пресс-служба министерства ответила следующее
"Повышение среднего уровня заработных плат педагогических работников — один из приоритетов государственной социальной политики.
В целях реализации майских указов Минобрнауки России ежеквартально проводит мониторинг достижения целевых показателей повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы на основании данных Росстата. По данным мониторинга за январь — сентябрь 2017 года, среднемесячная заработная плата педагогических работников, реализующих программы общего образования, достигла целевого значения, установленного Программой на 2017 год с учетом допустимого пятипроцентного отклонения, во всех регионах страны. В 70 субъектах средняя зарплата педагогов школ достигла не менее 100 процентов от среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе, в 15 регионах показатель составил от 95 до 100 процентов.
В целом по стране среднемесячная заработная плата педагогических работников, реализующих программы общего образования, выросла с 32,6 тысячи рублей (за январь — сентябрь 2016 года) до 34,0 тысячи рублей (за январь — сентябрь 2017 года), или на 4,3 процента, и по итогам 9 месяцев 2017 года составила 100,7 процента от среднемесячной заработной платы по Российской Федерации.
Также отметим общий рост численности педагогических работников российских школ, за последний период их количество выросло на 6,3 тысячи человек и равно 1225,5 тысячи человек.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет самостоятельность образовательных организаций в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. В свою очередь, Федеральный закон N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установил разграничение полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере образования.
Необходимо отметить, что достижение целевых показателей, определенных майскими указами, осуществляется в отношении педагогических работников в целом по региону. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Вместе с тем необходимо учитывать, что субъекты Российской Федерации отличаются друг от друга по социально-экономическому положению (высокодотационные регионы и регионы-доноры), приоритетным видам хозяйствования (аграрные и промышленные регионы), степени развития производственного потенциала, особыми геоэкономическими условиями, которые напрямую влияют на уровень средней заработной платы.
Различия по уровню оплаты труда встречаются не только между разными субъектами Российской Федерации, но и между организациями в пределах одного региона.
Так, размер заработной платы педагогических работников может разниться в зависимости от размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера, определение которых относится к исключительной компетенции работодателя и размер которых устанавливается в зависимости от показателей эффективности деятельности работника.
С учетом установленного действующим законодательством Российской Федерации разграничения полномочий в сфере оплаты труда между федеральным, региональным и муниципальным уровнями в субъектах Российской Федерации применяются различные подходы к установлению систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, основывающиеся на установлении базового оклада по профессионально-квалификационным группам; на применении должностного оклада, включающего все виды деятельности педагога; на использовании оклада, учитывающего количество учебных часов и количество обучающихся, с которыми работает педагогический работник.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются образовательными организациями самостоятельно коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 132 ТК РФ и на основе нормативных правовых актов организации размеры заработной платы устанавливаются в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Однако все изменения, вносимые в принятую в учреждении систему оплаты труда, должны быть заблаговременно доведены до сведения работников. Согласно статье 162 ТК РФ об изменениях, определенных сторонами, условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работников в письменной форме не позднее чем за два месяца.
В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" из федерального бюджета выделены средства бюджетам субъектов Российской Федерации — дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в объеме 40 млрд рублей. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 25 ноября 2017 года N 2619-р бюджетам субъектов Российской Федерации выделено в 2017 году на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 11,6 млрд рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" из федерального бюджета на 2018 год выделены средства бюджетам субъектов Российской Федерации — дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели бюджетам субъектов Российской Федерации 100,4 млрд рублей".