«Чтобы заставить Россию ответить на наши опасения»
США угрожают партнерам РФ по военно-промышленному комплексу
Госдепартамент США объявил, что начиная с сегодняшнего дня Вашингтон может вводить санкции против иностранных компаний или людей «за значительные трансакции организациями из российского оборонного или разведывательного сектора». Никто конкретно, впрочем, назван пока не был: по мнению Вашингтона, этого пока не требуется, так как сдерживающая сила угрозы попасть под санкции США достаточно велика. Госдеп и Минфин США предоставили Конгрессу «секретный доклад» о действии санкций, но публичной эту информацию делать пока не собираются.
«Начиная с 29 января Госдепартамент может начать вводить санкции в соответствии с разделом 231 закона “О противодействии противникам США посредством санкций” (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act; CAATSA.— “Ъ”) за значительные трансакции организациями из российского оборонного или разведывательного сектора»,— сообщается в заявлении Госдепартамента.
Из разъяснений представителя Госдепа Хизер Науэрт стало ясно, что никого конкретно пока наказывать не будут. В ведомстве полагают, что страх попасть под американские санкции и так заставит иностранцев воздержаться от сотрудничества с Россией. По словам госпожи Науэрт, «учитывая долгосрочность, обычно связываемую с крупными военными сделками, результаты этих усилий только начинают становиться заметными». Она добавила, что «введение санкций в отношении конкретных предприятий или частных лиц не является необходимым, поскольку закон действует, фактически, как сдерживающая мера». Это заявление, скорее всего, расстроит американских «ястребов», предполагавших, что первый день действия CAATSA станет также днем введения реальных дополнительных санкций.
Представитель Госдепа также сообщила, что вся существенная дополнительная информация «содержится в секретном докладе», который они «направили Конгрессу».
«Мы используем законодательство, как и намеревался Конгресс, для того, чтобы заставить Россию ответить на наши опасения, связанные с агрессией на Украине, вмешательством во внутренние дела суверенных государств и нарушениями прав человека,— заявила Хизер Науэрт.— Зарубежные правительства и компании частного сектора были поставлены в известность, публично и в частном порядке, в том числе и на самом высоком уровне Госдепартаментом и другими должностными лицами США, о том, что результатом значительных трансакций с российскими предприятиями, помещенными в список, будет применение санкций».
В Госдепе пояснили, что задача санкций в отношении российских предприятий оборонного сектора — «наложить бремя на Россию за ее действия». «Ограждая другие государства от покупки российской военной и разведывательной техники, мы лишаем Россию доходов от таких сделок, которые она использовала бы для продолжения своей международной кампании по вредоносному влиянию и дестабилизации,— сообщает ведомство.— Санкционная программа будет оставаться в силе до тех пор, пока Россия не предпримет шаги навстречу Конгрессу и нынешней администрации в контексте своих провокационных и дестабилизирующих действий, которые привели к принятию законодательства в этой сфере».
Напомним, кроме начала действия CAATSA, 29 января начинают также действовать новые ограничительные меры против 33 российских организаций, большинство из которых представляют сектор ОПК, объявленные 26 октября 2017 года.
Наиболее чувствительны новые санкции для российского оружейного экспорта. В конце декабря глава «Ростеха» Сергей Чемезов предположил в интервью “Ъ”, что «удар будет наноситься не только по логистике наших перевозок, но и коснется, по всей видимости, наших партнеров». По словам топ-менеджера одного из предприятий ОПК, санкции «почти гарантируют» проблемы со средствами доставки продукции заказчикам: например, судно для перевозки оружия, зафрахтованное у третьей стороны, может идти только под российским флагом (поскольку перевозит продукцию под грифом «совершенно секретно»).
«Перспективы попасть под санкции за сотрудничество с Россией у владельцев судов огромные, риски для них становятся слишком велики»,— подчеркивает собеседник “Ъ”. По его словам, нередко для доставки оружия заказчикам задействуются большие десантные корабли ВМФ РФ. Но эта ситуация не слишком радует военных: «Их основная потребность заключается в доставке вооружений и техники для операции в Сирии, а не перевозки коммерческой продукции».
Сегодня же Министерство финансов США представило в Конгрессе так называемый кремлевский доклад — доклад о должностных лицах и бизнесменах, близких к президенту РФ Владимиру Путину, и «полугосударственных компаниях», имеющих тесные связи с российскими властями. Всего в список попали 210 имен — 114 чиновников и 96 бизнесменов. Попадание в него не означает автоматическое введение санкций, но это может произойти позднее. В частности, в список вошли: Дмитрий Медведев, Игорь Шувалов, Виталий Мутко, Алишер Усманов, Роман Абрамович, Сулейман Керимов, Антон Вайно, Алексей Громов, Дмитрий Песков, Владислав Сурков, Дмитрий Козак. Также в список включены Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин, Игорь Сечин, Алексей Миллер, Сергей Нарышкин, Геннадий Тимченко, Александр Бортников, Петр Авен, Владимир Потанин, Герман Греф, Андрей Костин.
«Кремлевский доклад»
Онлайн-трансляция “Ъ”: реакция и комментарии членов нового черного списка США