Водителя оштрафовали за стояние в пробке
В МАДИ уже пообещали отменить штраф в размере 3 тыс. рублей
В сети активно обсуждается очередной случай, когда автомобилист получил штраф за незаконную парковку, не нарушая ПДД. Водитель Арсен Мирабян был оштрафован МАДИ на 3 тыс. руб. в тот момент, когда он стоял в пробке и оказался в зоне действия знака «Остановка запрещена». Господин Мирабян постановление уже оплатил, но в МАДИ признали ошибку, инициировали служебную проверку и готовы отменить штраф, но только в том случае, если автомобилист сам обжалует постановление.
История Арсена Мирабяна описана в сообществе «Синие ведерки» координатором общественной организации Петром Шкуматовым. Днем 21 декабря 2017 года господин Мирабян стоял в пробке на Каширском шоссе, находясь за рулем своего внедорожника. В этот момент мимо проезжал автомобиль ЦОДД с мобильной камерой (так называемый «Паркон» или «Паркрайт»), сделавший фотографии автомобиля Арсена Мирабяна, который в этот момент оказался в зоне запрещающего знака «Остановка запрещена». В итоге автомобилист получил штраф от Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) в 3 тыс. руб. Господин Мирабян, рассказали в «Синих ведерках», получил штраф под Новый год, поэтому обжаловать его не успел: постановление пришлось оплатить. Связаться с автомобилистом “Ъ” пока не удалось.
«Виной всему абсолютно халатный подход проверяющих и, конечно же, пресловутая поправка к ст. 1.5 КоАП РФ, которая ввела презумпцию виновности в отношении водителей при фиксации “нарушения” камерой фото- и видеофиксации»,— пишут в «Синих ведерках».
Компания «Технологии распознавания» (производитель «Паркрайтов») какую-либо вину в случившемся отрицает. Представитель организации Сергей Кусов назвал происшедшее «халатностью эксплуатирующей организации»: «Такие вещи нужно отбраковывать. Если это парковочная зона, то прибор работал исправно. Но вопрос к водителю: почему автомобиль с “Паркрайтом” ехал в этом ряду с включенным режимом фиксации нарушений? Он должен контролировать только крайнюю полосу движения».
В МАДИ, в свою очередь, признали ошибку и заявили о готовности отменить постановление. «Штраф будет отменен, а денежные средства возвращены автомобилисту,— заявили “Ъ” в пресс-службе МАДИ.— В отношении сотрудника, допустившего ошибку при изучении фотоматериалов, проводится служебная проверка». В инспекции напомнили, что штраф можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения постановления. Если срок пропущен, можно направить в МАДИ ходатайство о его восстановлении. «Подчеркнем, что во всех спорных ситуациях МАДИ всегда принимает сторону автомобилистов»,— заявили в ведомстве. Для возврата денежных средств по отмененному штрафу нужно представить в МАДИ определенный набор документов, сделать это удобнее всего онлайн, через портал «Автокод», подчеркнули в инспекции.
Отметим, что похожий случай в прошлом году произошел с москвичкой Екатериной Беляевой и ее мужем. В сентябре они попали в аварию на улице Расковой и остановились в ожидании ГИБДД под запрещающим знаком. Мимо проезжал «Паркон», позже госпоже Беляевой пришел штраф в 3 тыс. руб. Она попыталась обжаловать его в Савеловском суде, но получила отказ, теперь она обжаловала решение в Мосгорсуде.
Произошедший случай говорит о необходимости решить две главные проблемы, говорит Петр Шкуматов. Во-первых, нужно пересмотреть содержание статьи 1,5 КоАП РФ, согласно которой действует «презумпция виновности» водителя, если нарушение зафиксировано на камеру. «Вторая проблема — чудовищно неудобная процедура обжалования, напоминающая пытку для водителя,— говорит господин Шкуматов.— Каких-либо действенных инструментов для защиты у граждан нет. У нас есть информация о случае, когда водитель ехал под камерой со скоростью 69 км\ч, а штраф пришел за 123 км\ч, реальная скорость зафиксирована была видеорегистратором. Но, по нашим оценкам, даже в этом случае вероятность обжалования очень низкая». Отметим, что в октябре 2017 года первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков анонсировал разработку законопроекта об упрощении обжалования штрафов, однако документ Госдумой еще не рассматривался и не принимался.
Нюансы и хитрости для столичных водителей
Все ли выделенки открыты для движения в выходные? Придет ли штраф, если пересечь сплошную линию разметки между полосами? Какова зона действия знака «Стоянка запрещена» и таблички «Работает эвакуатор»? На эти и другие вопросы далеко не все столичные водители знают ответы. “Ъ” разъясняет, какие рискованные ситуации могут возникнуть на дорогах Москвы.