«Всем мы нравиться не можем»
Валерий Зорькин готов идти на новый срок в одном векторе с правовой системой
Завтра Совет федерации (СФ) переназначит Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) РФ — профильный комитет сегодня рекомендовал палате принять такое решение. В дискуссию по поводу решений КС с ним вступила сенатор Людмила Нарусова. Валерий Зорькин сказал, что, подтвердив отказ Алексею Навальному участвовать в президентских выборах, суд принял «правильное» решение, а иное означало бы «угрозу демократии». Он отметил, что решения КС «не могут нравиться всем», и пообещал продолжить «свою работу в том векторе, в котором идет наша правовая система».
Председатель КС Валерий Зорькин приехал во вторник на заседание комитета СФ по конституционному законодательству, где рассматривался вопрос о продлении его работы в этой должности. Ранее в комитет поступили документы на переназначение господина Зорькина (возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993–2003 годах) на новый шестилетний срок (см. “Ъ” от 25 января).
Валерий Зорькин признал, что уже находится в таком возрасте (через три недели ему исполнится 75 лет), когда «с одной стороны, не хочется еще на пенсию уходить, а с другой стороны — не так будет грустно и обидно, потому что уже много и так было».
«Если что-то получаться не так будет, вы смело можете мне сказать,— обратился он к сенаторам.— В этих условиях я не буду сопротивляться и тогда уйду, чтобы вас не подводить».
Сенатор Людмила Нарусова решила не дожидаться нового срока Валерия Зорькина, чтобы высказать свои вопросы к работе КС. По ее словам, рассматриваемые судом коллизии возникают из-за законов, которые принимает парламент. Так, например, ст. 31 Конституции разрешает мирные митинги и демонстрации, а закон их «запрещает», отметила Людмила Нарусова. «Последний казус», по ее словам,— решение КС по жалобе Алексея Навального, который не был допущен к участию в президентских выборах из-за непогашенного условного срока по уголовному делу «Кировлеса» (см. “Ъ” от 20 января). По мнению оппозиционера, это противоречит установленному в п. 3 ст. 32 Конституции ограничению избирательных прав лишь осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. «Может быть, мы неправильные законы принимаем? Тогда почему вы не рассматриваете эти обращения?» — обратилась она к председателю КС. По словам господина Зорькина, «без законов Конституция не может действовать».
Когда в Основном законе сказано, что не имеют избирательных прав только «содержащиеся в местах лишения свободы», то «сразу возникает искушение истолковать это так, что те, кто не сидит, имеют» право избираться, и в отношении «кандидата с известной фамилией» «ничего нового не создали», сказал Валерий Зорькин.
КС в 2013 году принял постановление по этому вопросу, а затем еще трижды принимал аналогичные определения. Сейчас, по словам господина Зорькина, КС принял «правильное решение», а законодатель, ограничив право судимых по тяжким и особо тяжким статьям избираться (п. 5.2 ст. 3 закона «О выборах президента»), поступил «конституционно». «Иное означает, на взгляд КС, угрозу демократии»,— сказал он.
«А ст. 31 — это тоже угроза демократии?» — спросила госпожа Нарусова. По этому вопросу КС принял «десяток решений», в которых руководствовались не только «конкретной ситуацией», но и «исходили из того, что надо уважать законодателя», сказал Валерий Зорькин. «Если закон нельзя впрямую непосредственно признать неконституционным, поскольку он вообще плохой, а в какой-то степени его можно интерпретировать и сузить границы его применения, которые будут вести к нарушению прав, мы это делаем,— заявил он.— Это общая практика судов конституционных и за рубежом нынче».
«Мне казалось, что приоритетом деятельности КС должно быть не уважение законодателя, а уважение прав гражданина»,— возразила Людмила Нарусова. «Кто бы спорил,— согласился Валерий Зорькин.— Ведь когда мы говорим, что все умные — лысые, это не значит что все лысые — умные». В случае с отказом избираться Алексею Навальному, по его словам, КС решил дать право гражданам «не быть подвергнутыми риску в нашем государстве», оградив их от избрания на выборные должности осужденных по тяжким статьям. «На мой взгляд, это противоречит главному постулату о том, что народ — источник власти»,— сделала вывод сенатор.
По словам главы комитета Андрея Клишаса, «любой объективный наблюдатель видит, что решения КС далеко не всегда соответствуют позициям, которые провозглашают различные органы власти». По его словам, «КС — один из самых эффективных механизмов восстановления нарушенных прав наших граждан, и граждане очень активно этим механизмом пользуются». «Всем мы нравиться не можем. Потому что КС — это спор сторон, одни считают так, а другая сторона считает совсем по-другому»,— заявил Валерий Зорькин. Он пообещал «приложить все усилия, чтобы КС продолжил свою работу в том векторе, в котором идет наша правовая система вместе с законодательной и исполнительной властью».