45 олимпийцев ждут особого приглашения

CAS рассмотрит иск российских спортсменов о принуждении МОК к их допуску к участию в Олимпиаде

Во вторник в общей сложности 45 российских спортсменов подали иски в Спортивный арбитражный суд (CAS) с требованием обязать Международный олимпийский комитет (МОК) выдать им приглашения для участия в Играх. Одновременно большинство из них обратилось с аналогичными требованиями в суд первой инстанции Лозанны, запросив, чтобы дело было также рассмотрено 7 февраля. Впрочем, в МОК уверены, что на этот раз суды встанут на его сторону. Такого же мнения функционеры МОК придерживались и перед оглашением вердикта CAS по предыдущему иску россиян, добившихся в итоге отмены решения об аннулировании результатов, показанных ими в Сочи в 2014 году, и пожизненного отстранения от Олимпиад.

Россиянин Виктор Ан сохраняет надежду выступить на домашней Олимпиаде в Корее

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Во вторник выездная группа CAS, с прошлой недели работающая в Пхёнчхане (она призвана решать не терпящие отлагательства вопросы), зарегистрировала два коллективных иска, поданных российскими спортсменами, требующими обязать МОК выдать им приглашения для участия в Олимпиаде. В первом списке заявителей 32 человека, среди которых такие известные спортсмены, как шестикратный олимпийский чемпион по шорт-треку Виктор Ан, олимпийский чемпион Сочи-2014 биатлонист Антон Шипулин, двукратный чемпион мира по лыжным гонкам Сергей Устюгов. Во втором еще 15 человек — 13 атлетов и 2 тренера. Среди них, например, чемпион Сочи-2014 в лыжных гонках Александр Легков. Ранее фигурантам «списка 15» было отказано в выдаче приглашений на Игры, несмотря на то что CAS снял с них все обвинения. Впрочем, дело второго списка, скорее всего, будет рассматриваться отдельно, поскольку он подан позже. Но исход его рассмотрения полностью зависит от ожидаемого в среду вердикта.

Начало слушаний назначено на семь утра по московскому времени. Согласно правилам CAS, выездная группа должна вынести решение в течение 24 часов после подачи заявления. Но в особых случаях президент суда может дать арбитрам дополнительное время. Учитывая, однако, что открытие Игр состоится уже 9 февраля, времени у CAS очень мало.

Примечательно, что те же 32 спортсмена, которые обратились в CAS первыми, подали аналогичный иск и в суд первой инстанции Лозанны. В нем заявители просят «в целях недопущения непоправимых последствий принять срочные обеспечительные меры», то есть все же дать им возможность соревноваться в Пхёнчхане. Истцы ходатайствовали о рассмотрении их дела не позднее 7 февраля. Правда, маловероятно, что суд действительно уложится в одно заседание.

Юристы швейцарской фирмы Schellenberg Wittmer, ведущие все вышеозначенные дела россиян, отметили в исках, что МОК при принятии решения о допуске россиян на Игры допускал дискриминацию по факту национальности, проигнорировал ранее принятое решение CAS, чем нанес ущерб репутации, достоинству и карьере заявителей.

В иске также отмечено, что МОК не следовал выработанным им же критериям допуска российских спортсменов, и это, пожалуй, самый серьезный аргумент.

Напомним, что 5 декабря 2017 года, когда исполком МОК решил дисквалифицировать Олимпийский комитет России (ОКР) за якобы имевшие место многочисленные нарушения антидопингового характера на Играх в Сочи в 2014 году и существование в России «институциональной допинг-системы», было заявлено, что приглашения на Олимпиаду получат те из россиян, которые соответствуют трем критериям, а именно квалифицировавшиеся на турнир по спортивному принципу, не совершавшие ранее допинговых нарушений, не упоминавшиеся в докладе независимого эксперта Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричарда Макларена. На деле же проводившая отбор российских участников Игр комиссия МОК под руководством Валери Фурнерон руководствовалась сразу 17 весьма расплывчато сформулированными критериями. При этом президент МОК Томас Бах признал, что комиссия госпожи Фурнерон вообще не ставила перед собой задачу доказать вину спортсмена в нарушении антидопингового регламента. Достаточно было «информации из разных источников», что вылилось, например, в отлучение от Игр Виктора Ана, который никогда не был уличен в употреблении допинга, равно как не упоминался ни в каких докладах. Тем не менее господин Бах считает выводы комиссии Фурнерон достоверными.

А вот судьи CAS, рассматривавшие иски почти четырех десятков спортсменов, результаты выступлений которых в Сочи-2014 были аннулированы, а сами они пожизненно отстранены от участия в Олимпиадах, посчитали, что для доказательства вины «информации из разных источников» недостаточно. В итоге CAS полностью оправдал 28 спортсменов, а еще 11 значительно смягчил наказание. Но это не помешало МОК отказаться допустить оправданных атлетов и тренеров (с соответствующим заявлением обратились 15 человек — те самые, что подали второй иск) на Олимпиаду. Такой шаг МОК объяснил тем, что раз уж ОКР дисквалифицирован, приглашение россиян на Игры осуществляется фактически согласно доброй его воле. В головной спортивной структуре мира подтвердили приверженность занятой позиции. «Мы уверены в себе и в позиции, которой придерживаемся,— заявил пресс-секретарь МОК Марк Адамс.— Доктор Фурнерон представила детальный доклад, в котором каждый спортсмен рассматривался индивидуально и анонимно».

Исход очередной серии в противостоянии России и МОК предсказать непросто, но как бы то ни было, а судьям CAS Кэрол Робертс (Канада), Бернхарду Вельтену (Швейцария) и Зали Стегалл (Австралия), которые рассмотрят иск, будет непросто проигнорировать вердикт собственного суда об оправдании 28 россиян. Ведь их защита выстраивалась в том числе и на пунктах, заявленных в нынешнем деле. Другое дело, что тогда суд не просили обязать МОК допустить спортсменов на Олимпиаду.

«В рамках предыдущего процесса было принято решение о несостоятельности выводов Дениса Освальда (возглавлял комиссию, изучавшую в том числе информацию о том, что в Сочи с пробами россиян осуществлялись манипуляции.— “Ъ”) и доклада Макларена, на которые опиралась комиссия Фурнерон. Это должно сработать в пользу россиян при рассмотрении спора»,— заявил “Ъ” председатель комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергей Алексеев. При этом уклониться от выполнения решения арбитража МОК будет непросто. «В соответствии с действующим законодательством Швейцарии, в юрисдикции которой находятся и МОК, и CAS, в случае добровольного неисполнения МОК решения CAS оно может быть приведено в исполнение в принудительном порядке посредством юрисдикционной исполнительной системы Швейцарии. Поэтому правовые механизмы давления на МОК имеются»,— сказал господин Алексеев, но добавил, что пока таких прецедентов не было.

Фотогалерея

Они остались без Олимпиады

Смотреть

Афсати Джусойти

Вся лента