Авиакомпаниям наступили на прибыль
Стоимость авиабилетов ограничили на время ЧМ-2018
Чиновники выполнили обещание ограничить стоимость авиабилетов на время проведения чемпионата мира по футболу: Росавиация запретила авиакомпаниям повышать тарифы в этот период. Также регулятор будет отслеживать стоимость аэропортовых услуг. Авиаторы обвиняют государство в искусственном занижении их прибыли. Однако эксперты говорят, что завышение цен до сих пор достигает 20–80%, а основная масса авиабилетов в рамках ЧМ-2018 уже распродана, так что вряд ли потери перевозчиков окажутся велики.
Росавиация уведомила авиакомпании о запрете повышать цены на билеты во время проведения чемпионата мира по футболу, сообщил «Интерфакс». Об этом говорится в телеграмме замглавы ведомства Олега Клима, с которой ознакомился “Ъ”. Запрет распространяется на полеты в города проведения матчей. Росавиация ссылается на закон 2013 года о подготовке и проведении чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций. Регулятор будет мониторить не только цены на билеты и их наличие в продаже, но и тарифы на услуги аэропортов. В случае нарушений требований необходимо «незамедлительно информировать Росавиацию и ФАС».
Минтранс впервые озвучил возможность законодательного ограничения цен на авиабилеты на время чемпионата в середине января, сославшись на то, что аналогичные меры действовали на время проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году. Проблема ненадуманная: участники рынка признавали, что на старте продаж авиабилетов на ЧМ-201 их стоимость была в пять-шесть раз выше среднерыночной, затем ситуация начала корректироваться, но не полностью (см. “Ъ” от 12 января). То же самое наблюдалось во время чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 году. По данным Reuters, за восемь месяцев до начала мероприятия самые дешевые билеты подорожали в среднем вдвое, после этого между городами чемпионата ввели 1,5 тыс. дополнительных рейсов.
В Домодедово пообещали «внимательно отнестись к решению Росавиации, как и ко всем нормативным требованиям законодательства». В Шереметьево подтвердили факт получения телеграммы, отметив, что «будут рассматривать возможность выполнения ее содержательной части». Во Внуково “Ъ” не ответили.
Авиакомпании официально действия Росавиации не комментируют, но возмущены происходящим. «Регулятор лишает перевозчиков дополнительной возможности увеличить прибыль, вводя различные ограничительные меры, сдерживающие развитие авиакомпаний»,— говорит один из участников рынка. Другие собеседники “Ъ” в отрасли называют меру запоздалой, утверждая, что к настоящему моменту значительная часть билетов уже выкуплена — активные бронирования начались сразу после жеребьевки в декабре.
Гендиректор Biletix Александр Сизинцев пояснил “Ъ”, что в первые дни после жеребьевки матчей цены на авиабилеты выросли в десятки раз.
Но ситуация достаточно быстро нормализовалась: с начала года билеты по большинству направлений ЧМ-2018 «не превышают в стоимости 20–30% от прошлогоднего уровня и вполне доступны». В то же время по отдельным направлениям (Волгоград и Петербург) разница достигает 70–80%, зато цены на авиабилеты на финал чемпионата не изменились. По данным пиар-директора Aviasales Яниса Дзениса, разница между ценой билетов в обычные дни и в дни матчей заметна, а болельщикам, несмотря на действия регулятора, «стоит рассчитывать только на себя».
Вопрос «выработки справедливого алгоритма образования цен на авиабилеты» в последнее время регулярно поднимает ФАС. В конце января глава ведомства Игорь Артемьев в очередной раз заявлял, что оно «будет работать над изменением алгоритмов ценообразования с авиакомпаниями, чтобы избежать завышенных цен». По словам чиновника, ФАС даст авиакомпаниям рекомендации «в мягкой юридической форме», чтобы «алгоритмы были изменены и базировались на понятных потребителю законах экономики».
Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что регулирование тарифов в ситуации ажиотажного спроса — стандартная мировая практика, которая технически вполне реализуема. Но это своего рода социальный договор между властями и бизнесом и не всегда в ущерб последнему, добавляет эксперт: например, в Нью-Йорке на время проведения марафона цены на проживание в отелях увеличиваются вдвое.