Умоповмешательство неизлечимо
Конгресс готовит России новые санкции по итогам собственных выборов
Американские сенаторы-демократы предприняли новую попытку добиться усиления санкций против РФ. Давние сторонники жесткой линии в отношении Москвы — Бенджамин Кардин, Шеррод Браун и Роберт Менендес — представили резолюцию, призывающую президента США Дональда Трампа осознать «явную угрозу нацбезопасности» и ввести ограничительные меры в отношении фигурантов «кремлевского доклада». При этом американские законодатели предполагают, что вскоре появятся новые причины для расширения санкций — из-за того, что Москва якобы планирует вмешаться в ноябрьские выборы в Конгресс. В МИД РФ, впрочем, дают понять, что рассчитывают на взвешенную позицию администрации Дональда Трампа и его стойкость в противостоянии с «небольшим, но агрессивным меньшинством».
Представляя проект резолюции, его авторы дали понять, что недовольны тем, как администрация президента США обошлась с «кремлевским докладом». Напомним, что многие законодатели были уверены: одновременно с обнародованием подготовленного Минфином США документа, в открытой части которого упоминаются 210 российских чиновников и бизнесменов, будет объявлено и о введении санкций в отношении некоторых из них. Но до сих пор администрация Дональда Трампа этого не сделала.
«Недостаток серьезности, который демонстрирует администрация перед лицом явной угрозы национальной безопасности и еще более явных требований Конгресса, тревожит. Так не может продолжаться»,— цитирует сенатора Бенджамина Кардина издание Politico. В проекте резолюции содержится призыв к Белому дому активнее применять закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), в рамках которого и был подготовлен «кремлевский доклад». В качестве мотивировки указывается «подрыв (Москвой.— “Ъ”) демократических процессов» на Украине, оказание поддержки правительству Сирии и попытки вмешательства во внутренние дела США и стран ЕС.
Речь идет о символическом жесте сенаторов, который вряд ли будет иметь реальные последствия: даже если Сенат в итоге примет документ, то он останется политическим заявлением. Между тем к концу года очередное расширение санкций все-таки может произойти — если власти США заметят попытки Москвы повлиять на ноябрьские выборы в Конгресс и сочтут их доказанными. О том, что грядущее голосование — это «потенциальная цель для операций России по оказанию влияния», заявил во вторник директор национальной разведки США Дэниел Коутс. Об этом же ранее в интервью телеканалу Fox News говорил глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон. Обращаясь к властям РФ, он предупреждал: «Вы должны остановиться. Если вы этого не сделаете, то навлечете на себя неприятные последствия».
Над тем, какими они могут быть, уже думают американские сенаторы. В середине января республиканец Марко Рубио и демократ Крис Ван Холлен вынесли на рассмотрение Сената законопроект «Защита выборов от угроз путем обозначения красных линий» (DETER). Согласно документу, в течение месяца после проведения выборов директор национальной разведки в консультации с руководителями других силовых ведомств должен выяснить, пытались ли влиять на ход голосования иностранные державы. При обнаружении вмешательства руководитель разведсообщества должен будет определить государство—источник угрозы, а также мотивы его действий. Подготовленный документ затем должен быть передан Конгрессу.
Определение «вмешательства» включает в себя широкий спектр действий. Речь идет о покупке иностранным государством — напрямую или через частных лиц — рекламы с целью повлиять на выборы, попытках воздействовать на избирателей через социальные сети, манипуляциях с электоральной инфраструктурой, атаках на электронные почтовые ящики политиков и их веб-сайты.
Перечню санкций, которые президент должен ввести в случае вмешательства Москвы, в проекте закона посвящен целый раздел. Так, авторы DETER собираются обязать Белый дом блокировать средства крупнейших российских банков и энергетических компаний. Применить ограничительные меры предлагается и против фигурантов «кремлевского доклада». Наконец, конгрессмены намерены добиться расширения санкций в отношении суверенного долга и деривативов России.
Помимо Сената, DETER был инициирован в виде отдельного билля в Палате представителей республиканкой Илеаной Рос-Лехтинен. Обе копии законопроекта в настоящее время находятся на рассмотрении в профильных комитетах Конгресса.
«Не думаю, что сейчас в Конгрессе есть достаточно поддержки для утверждения DETER»,— заявил “Ъ” старший партнер консалтинговой компании Macro Advisory Крис Уифер. Нынешний проект закона, считает он, чреват опасными экономическими и политическими последствиями, а поэтому против него мобилизуется широкая политическая коалиция — включая «многих республиканцев, Белый дом и лоббистов от бизнеса». Скептично на перспективы DETER смотрит и эксперт американского аналитического центра Atlantic Council Андерс Ослунд — один из авторов рекомендаций в рамках «кремлевского доклада». «Некоторые законопроекты с самого начала составлены таким образом, чтобы быть реализованными, тогда как другие — это всего лишь манифестация политических идей. DETER я бы отнес ко второй категории»,— сказал он “Ъ”. Впрочем, о законопроекте CAATSA за несколько месяцев до его принятия говорили то же самое.
При этом старший аналитик консалтинговой компании AKE Group по вопросам политических рисков Максимилиан Хесс в разговоре с “Ъ” обратил внимание на то, что, «несмотря на желание Дональда Трампа уменьшить напряжение в отношениях с Кремлем, стратегия его администрации остается беспорядочной и порывистой». В Москве причиной этого видят давление, которое оказывается на Белый дом. Глава международного комитета Совета федерации Константин Косачев в беседе с агентством «РИА Новости» назвал новую резолюцию трех сенаторов-демократов «попыткой не снижать прессинг на президента». По его словам, перед администрацией Дональда Трампа сейчас стоит выбор между тем, чтобы «наращивать накал страстей в российско-американских отношениях» или «нарваться на новый виток давления со стороны “закусивших удила” демократов». Предсказав дальнейшее «балансирование Белого дома между двумя крайностями» (то есть обвинениями в адрес РФ и призывами взаимодействовать с ней), политик добавил: «Мы уже привыкаем к такому шизоидному раздвоению политики США».
Между тем в МИД РФ все-таки надеются, что в итоге главенствующей в США станет идея о необходимости взаимодействия с Москвой. Как заявил во вторник министр иностранных дел Сергей Лавров, попыткам нормализации отношений с Россией на Западе «мешает меньшинство» — «небольшое, но агрессивное».