К «Справедливой помощи» добавят скорую
Соратники Елизаветы Глинки создают новый фонд
Друзья благотворительной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы», включая не только экс-сотрудников, но и действующих попечителей фонда (в их числе супруг Елизаветы Глинки Глеб Глинка и экс-руководитель программы помощи детям, пострадавшим в результате военных действий и катастроф Наталья Авилова) организуют новый фонд. Это должна быть «небольшая, мобильная» организация для оперативной помощи «тем, кто в ней нуждается прямо сейчас»: паллиативным больным, бездомным, малоимущим, пострадавшим в военных действиях и катастрофах и детям, пострадавшим от жестокого обращения. Фонд планирует создать музей-архив доктора Лизы и открыть филиал на Донбассе. В понедельник документы о регистрации поданы в Минюст.
«Наш фонд (Благотворительный фонд имени Елизаветы Глинки “Доктор Лиза”.— “Ъ”) — это очень большая часть старой команды. Речь идет не только о прежних сотрудниках, но и о партнерах фонда и коммерческих структурах, которые многие годы помогали тем, кому помогала Лиза»,— рассказала “Ъ” учредитель нового фонда Наталья Авилова. Напомним, фонд «Справедливая помощь» создала Елизавета Глинка. После ее гибели в авиакатастрофе над Черным морем в конце 2016 года президентом организации стала журналист Ксения Соколова, организация изменила название и правовой статус, став Международной благотворительной общественной организацией «Справедливая помощь Доктора Лизы». В годовщину гибели доктора Лизы появились сообщения о расколе в фонде, хотя все сотрудники фонда это отрицали (см. “Ъ” от 28 декабря 2017 года). «Мне казалось, что мы должны остаться в том формате, который был при Лизе, скромном, в подвале, все для больных,— объясняет “Ъ” госпожа Авилова.— Но у “Справедливой помощи” есть своя концепция развития, и мои попытки сохранить старое не давали ее развивать. Мы расстались на конструктивном подходе: если есть силы, поддержка, то нужно идти, делать фонд и в рамках этого фонда делать так, как ты считаешь нужным».
Президентом нового фонда «Доктор Лиза» стал Александр Парфенов, который был президентом фонда «Справедливая помощь» с момента основания организации в 2007 году и вплоть до смерти Елизаветы Глинки. Супруг доктора Лизы Глеб Глинка возглавит совет фонда — высший коллегиальный орган организации. При этом оба останутся членами организации «Справедливая помощь Доктора Лизы». «Много фондов быть не может,— говорит госпожа Авилова.— Создай мы сейчас десять фондов, их все равно не хватит для того, чтобы помочь всем нуждающимся». «У нас будет маленький мобильный фонд (планируется, что в нем будут работать семь сотрудников и волонтеры.— “Ъ”), команда быстрого реагирования, где мы все можем делать своими руками, где не нужны бюджетные деньги, чье-то разрешение,— рассказывает она.— Это то, как было у Лизы: случились пожары — поехали на пожары, случились наводнения — полетели на наводнения. Нужна независимость, чтобы вечером принять решение, а утром оказаться уже там, где случилась беда».
«Самое важное, что мы для себя поняли,— что локтями толкаться нельзя, пациентов хватит на всех,— сказала “Ъ” учредитель фонда.— Мы выбираем те участки работ, которые для Лизы были очень важны, но которые сейчас другие фонды не сочли эффективными, на которые у них не хватает сил или специалистов». Так, фонд «Доктор Лиза» будет заниматься помощью паллиативным больным, «которые уходят, но уходят дома и не хотят в хоспис или в больницу». «Этому то, что было ценно для Лизы, чему она посвятила большую часть своей жизни,— объясняет госпожа Авилова.— Мы хотим пригласить в команду людей из старого состава, тех, кто работал еще с Лизой, ведем переговоры с двумя врачами». Фонд также займется оказанием помощи малоимущим и бездомным. «Наши коллеги из “Справедливой помощи” нашли в себе силы продолжить работу на Донбассе по эвакуации детей,— сказала госпожа Авилова.— И здесь мы переформатируем работу: по Донбассу есть более 500 детей, которых Лиза вывезла в Россию, где они получили медпомощь. Они вернулись назад, теперь они ничьи пациенты, но они нуждаются в заботе и опеке. Это дети, по большей части остающиеся инвалидами на всю жизнь, им нужны медикаменты, кому-то — повторное лечение». С сентября в фонде планируют открыть новое направление — помощь детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, по этому вопросу сейчас идут переговоры с детским омбудсменом Анной Кузнецовой.
«Одна из задач, которые мы ставим,— распространение подхода Елизаветы Петровны в работе с пациентами, сохранение ее архивов,— сказал “Ъ” супруг доктора Лизы Глеб Глинка.— Это, в том числе, фонд-музей доктора Лизы, где мы бережно сохраним память о ней». На Донбассе фонд планирует открыть филиал. «Доктор Лиза подыскивала помещение, где был бы не офис, а дом для всех подопечных фонда, их родителей, братьев и сестер. Дети могли бы приходить туда, чтобы повидаться с ней, врачи давали бы консультации, мамы заполняли бы документы на оказание помощи,— рассказывает госпожа Авилова.— Там же будет и еще один музей-архив Лизы с личными материалами, фото- и видеоматериалами». «Была Лиза. Сейчас мало Лизы. Мы хотим сделать больше,— подводит итог госпожа Авилова.— Мы будем существовать только на спонсорские средства, как это было при жизни Елизаветы Петровны. Большая часть денег собиралась не крупными спонсорами, которых у Лизы было очень мало, а по 50, 100, 200 рублей от людей со всего мира, которые что-то узнали про конкретного пациента».
Президент «Справедливой помощи Доктора Лизы» Ксения Соколова отказалась комментировать “Ъ” информацию о создании нового фонда, отметив, что «он пока не зарегистрирован, официального релиза об открытии не было». Глава Совета по правам человека при президенте РФ, председатель попечительского совета «Справедливой помощи Доктора Лизы» Михаил Федотов отметил, что задачей совета является «помощь тем организациям, которые отпочковались, в том числе и благотворительному фонду “Доктор Лиза”»: «Совет старается патронировать все дела, которые связаны с именем Елизаветы Петровны Глинки. Мы приветствуем создание фонда, это абсолютно естественное продолжение ее работы».