ЕСПЧ получил отповедь на проповедь
Минюст России предостерег от неканонического использования религиозной символики
Минюст России объяснил Европейскому суду по правам человека, почему картина художника Александра Савко «Нагорная проповедь» была признана экстремистской и разжигающей религиозную рознь. В ответе указывается, что само по себе обращение с религиозными символами является насилием по отношению к чувствам верующих, а государство должно обеспечивать «взаимную терпимость оппозиционных групп». Адвокат художника, пожаловавшегося в ЕСПЧ, отмечает, что таким образом криминализуется любое неканоническое использование предметов культа.
Российские власти направили в Страсбург ответы на вопросы ЕСПЧ по жалобе художника Александра Савко на внесение его картины в федеральный список экстремистских материалов. По мнению Минюста России, право художника на свободу выражения мнения (ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) не было нарушено.
Александр Савко работает в стиле нео-поп-арта, его ироничные картины, в которых герои мультфильмов и комиксов располагаются в классических сюжетах, выставляются в России и за рубежом. В ноябре прошлого года ЕСПЧ коммуницировал жалобы господина Савко, а также Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева — организаторов выставки «Запретное искусство-2006» в Москве. В 2010 году суд признал организаторов виновными по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием своего служебного положения) и назначил штраф в 350 тыс. руб. на двоих. Вскоре после этого жительница Тарусы Тамара Квитковская, православный активист и глава Общественного комитета за гражданские права, пожаловалась в правоохранительные органы на картину господина Савко «Нагорная проповедь» (участвовала в выставке в цикле «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства»). Мышонок был вписан на место Христа. Исходником была иллюстрация к светскому изданию — гравюра лютеранина Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Суд, основываясь на решении по делу о выставке, признал работу экстремистской.
В комментарии для Страсбурга российские власти ссылаются на предыдущие решения ЕСПЧ в похожих делах, связанных с поиском границ свободы выражения мнений. В одном из таких дел суд указал, что местные власти лучше знают текущую ситуацию в стране и точнее понимают, где можно провести такую границу. Минюст поясняет, что православие широко распространено на территории РФ и что «государству надо обеспечивать взаимную терпимость оппозиционных групп», а следовательно, была необходимость запретить картину. Кроме того, в ответе подчеркивается, что художник не был привлечен за оскорбление религии, несмотря на то что его работа была признана таковой.
В ответе ЕСПЧ Минюст ссылается на экспертизу по уголовному делу в отношении организаторов выставки. Эксперт, сотрудник Центра изучения истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Наталья Энеева, пишет, что «любое сознательное искажение религиозной символики носит оскорбительный характер», а «само по себе обращение со священными символами — это насилие по отношению к сознанию и чувствам верующих».
«Получается, что российские власти криминализуют любое неканоническое изображение, упоминание, описание религиозных символов. Что с учетом весьма расплывчатых формулировок ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) весьма опасно»,— указал “Ъ” адвокат Международной правозащитной организации «Агора» Дамир Гайнутдинов, представляющий в Страсбурге интересы художника. Он напомнил, что ст. 148 УК РФ была введена в нынешнем виде в 2013 году, после того как картину господина Савко признали экстремистской. «Ему повезло»,— добавил юрист.
Господин Гайнутдинов считает, что ЕСПЧ, рассматривая жалобу художника, в первую очередь проанализирует, было ли справедливым судебное разбирательство и была ли необходимость запретить картину.
Он напомнил, что российский суд не стал заказывать экспертизу искусствоведа, а положил в основу решения экспертизу госпожи Энеевой. «Художник не мог оспаривать экспертизу из другого дела, значит, его право на справедливое судебное разбирательство было нарушено»,— говорит адвокат. При этом о необходимости квалифицированной искусствоведческой экспертизы еще в ходе суда над организаторами выставки говорил академик Вячеслав Иванов, один из самых авторитетных российских гуманитариев. Только такая экспертиза, по его мнению, может дать оценку произведению и его семиотической направленности.