У студентов проявился фанатизм к сессии
От ректора МГУ потребовали защитить Воробьевы Горы от последствий ЧМ-2018
В среду инициативная группа студентов МГУ попыталась провести акцию «Оккупай-ректорат»: активисты хотели передать ректору Виктору Садовничему петицию против размещения на Воробьевых горах фан-зоны чемпионата мира по футболу. Более 4 тыс. студентов опасаются, что фанаты «разгромят парк МГУ». Кроме того, учащихся беспокоит, что организация фан-зоны потребует переноса сессии. Ректор так и не вышел к студентам, но подписал приказ о проведении сессии «в традиционные сроки».
Проект реконструкции территории возле Главного здания (ГЗ) МГУ под фан-зону чемпионата мира по футболу был обнародован летом 2017 года и сразу же вызвал протесты значительного числа студентов вуза и жителей района. В начале этого года поводов для возмущения прибавилось — учащихся ряда факультетов предупредили о досрочной сдаче сессии и выселении из общежитий на время чемпионата. Ранее “Ъ” сообщал, что в связи с проведением ЧМ-2018 планируется выселить студентов из части общежитий в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде и других городах (см. “Ъ” от 10 ноября 2017 года).
После этого инициативная группа студентов МГУ подготовила петицию ректору Виктору Садовничему с требованием перенести фан-зону и не менять сроки сессии. Передать петицию студенты планировали 21 февраля в ходе акции «Оккупай ректорат»: всех сочувствующих приглашали прийти на девятый этаж к кабинету ректора. «Берите с собой домашку, перекус, пледы, настольные игры, футбольные мячи»,— говорилось в листовках. Студенты обещали уйти только после того, как ректор даст «прямой ответ на поставленные вопросы».
Однако утром администрация вуза скорректировала программу «оккупая». Сначала официальные аккаунты МГУ в соцсетях предупредили, что распространение информации об акции является «призывом к нарушению "Правил внутреннего распорядка МГУ"». После этого пять из шести лифтов перестали останавливаться на девятом этаже ГЗ «в связи с работами по ремонту». На этаже останавливался только лифт для сотрудников администрации МГУ: за тем, чтобы никто другой им не пользовался, следила приставленная охрана. Кроме того, сотрудники ЧОПа перекрыли входы на девятый этаж с лестниц.
Студенты поднялись на десятый этаж, все-таки рассчитывая на встречу с господином Садовничим. По словам членов инициативной группы, они собрали 4224 подписи, причем около трехсот из них — от преподавателей и других сотрудников университета. «Домашку и настолки» никто не принес — в ожидании ректора студенты обсуждали возможные последствия чемпионата. Они предполагали и другие последствия футбольного праздника, кроме указанных в петиции «круглосуточных шума и иллюминации», «разгрома парка МГУ» и «фанатских беспорядков». «Как будут выглядеть Воробьевы горы после сорокатысячной толпы, которая будет там топтаться, мусорить? И кормить уток хлебом, кстати, что очень вредно»,— переживал один из студентов. Член инициативной группы, выпускник МГУ Александр Замятин рассказал “Ъ”, что до этой акции руководство университета не шло на диалог с противниками фан-зоны, хотя проблему активисты обсуждали с лета: «Говорили, что мы чем-то не тем занимаемся». Ожидая вестей, две девушки пели студенческий гимн Gaudeamus. Юноши натянуто улыбались. Время шло, но господин Садовничий так и не выходил, что крайне возмущало собравшихся: «Если он просто уедет, то мы ставим вопрос: что это за ректор такой, который не в состоянии поговорить со студентами?» Вместо господина Садовничего, на десятый этаж поднимались проректор Петр Вржещ, председатель студсовета Али Асадов и другие сотрудники МГУ — некоторые из них представляться не желали, даже когда их об этом хором просили студенты. Кто-то из сотрудников уверял студентов, что ректор в командировке, однако позже выяснилось, что он все это время находился в этом же здании, на концерте, посвященном 23 Февраля. В итоге администрация пообещала, что Виктор Садовничий встретится со студентами 1 марта, и сообщила, что ректор МГУ подписал приказ о проведении сессии «в обычном для университета режиме и в традиционные сроки».
Как вредные производства снимают с чемпионата мира по футболу
Сотни российских компаний вступили в диалог с ФСБ и Ростехнадзором, чтобы доказать свое право работать во время чемпионата мира по футболу. В регионах, где пройдут матчи ЧМ-2018, ведомства начали веерную рассылку требований ограничить опасные производства. Буквальное исполнение этих указаний в ряде областей грозит повальной остановкой предприятий — от НПЗ и АЭС до локальных производств комбикормов, причем не только вблизи городов, где будут проходить матчи, но и в 200–400 км от них.