Формы в воде
Алисия Викандер в новом фильме Вима Вендерса
В прокат вышел фильм Вима Вендерса «Погружение», в котором режиссер попытался погрузиться в суть геополитических проблем, но так и остался на поверхности. Рассказывает Юлия Шагельман.
Даниэль (Алисия Викандер), профессор-океанолог, стоит на палубе исследовательского судна, отправляющегося в экспедицию, которая должна привести к самому большому научному открытию в ее карьере. Правда, девушку явно занимают какие-то другие вопросы, не связанные с океанографией. Причина ее рассеянности оказывается обескураживающе житейской — ей не звонит парень.
Впрочем, у парня действительно есть уважительная причина. Он ни много ни мало находится в плену у исламских террористов. Даниэль этого не знает, но на самом деле ее возлюбленный Джеймс (Джеймс Макэвой) — оперативник MI-6, решивший внедриться в террористическую ячейку в Сомали. Операция с самого начала пошла не так, как было задумано. Теперь Джеймс сидит в каком-то грязном подвале, и единственное, что поддерживает в нем волю к жизни,— это воспоминания о Даниэль, показанные в виде долгих флешбэков.
Выясняется, что познакомились они примерно неделю назад (отчего накал тоски героини Викандер кажется слегка несоразмерным) в роскошном отеле на севере Франции, куда оба приехали набраться сил перед ответственным заданием. Даниэль собиралась погрузиться в темные неизведанные пучины океана в поисках истоков жизни на Земле, Джеймс — в мутные и опасные бездны мирового терроризма, чтобы предотвратить очередную угрозу для этой самой жизни.
Сюжетные и психологические параллели между судьбами героев фильма, поставленного по одноименному роману Дж. М. Ледгарда, поданы именно такими нехитрыми, чтобы не сказать примитивными приемами. И если автору книги, бывшему военному обозревателю, простительна некоторая прямолинейность, то от режиссера Вендерса по привычке ждешь чего-то более сложного. Но получаешь только ложную многозначительность, растворенную в медлительном повествовании, вялую рефлексию и навязчивую метафору воды, присутствующую в каждом кадре (иногда даже в форме псевдоглубокомысленных диалогов). Фразы вроде «Мой любимый водоем — это человеческое тело» заставляют содрогнуться даже персонажей, что уж говорить о зрителях.
Актеры, несмотря на свои честные старания вдохнуть жизнь в героев, несильно спасают дело. Женщина-ученый в исполнении Викандер выглядит и ведет себя так, как и полагается такому персонажу в плохом кино. Она то и дело надевает очки, коротенько пересказывает новому знакомому статью из «Википедии» об уровнях жизни в океане и время от времени, облачившись в белый халат, с задумчивым видом переливает что-то из одной пробирки в другую. При этом режиссер не забывает вовремя раздеть ее до белья и отправить купаться в холодный Атлантический океан, чтобы показать, что под мешковатыми свитерами скрывается отличная фигура.
Макэвой в качестве крутого спецагента убедителен примерно так же, как Викандер-профессор. Ему, по счастью, не приходится участвовать в драках и перестрелках, так что он только демонстрирует накачанный торс, загадочно молчит в ответ на вопросы о своей биографии и внезапно разражается речью о реальности страха смерти на войне. Для пущей глубины образа ко всему этому прилагается искренняя вера в Бога и чтение на досуге Джона Донна.
И ладно, если бы Вендерс снимал просто историю любви двух людей интересных профессий. Но нет, случайный курортный роман с далеко идущими последствиями для режиссера только предлог поговорить о причинах исламского терроризма, климатических изменениях и бремени белого человека, пребывающего в неоплатном долгу перед странами третьего мира. Эти размышления, впрочем, представляют собой такой же набор штампов, как и любовная линия. Пора прекратить безудержное потребление, а то кислороду, как и прочим ресурсам, придет конец, поучают авторы. Пора перестать считать, что теракты — это где-то далеко и не касается тебя лично. Кто бы спорил, но, несмотря на благие намерения, фильму не удается достичь какой-либо глубины, он так и остается болтаться на поверхности.