Гентскому музею выразили недоверие
Во Фландрии продолжается скандал, связанный с сомнительными произведениями русского авангарда
В Бельгии — очередной виток скандала вокруг выставки произведений русского авангарда в Музее изящных искусств (MSK) Гента. Эти произведения из собрания коллекционеров Игоря и Ольги Топоровских признаны сомнительными и сняты с экспозиции, но, судя по опубликованному открытому письму, музейное сообщество добивается и ухода со своего поста директора MSK Катрин де Зегер. Рассказывает Игорь Гребельников.
Выставка работ из коллекции фонда Dieleghem, учрежденного бельгийским бизнесменом и коллекционером российского происхождения Игорем Топоровским, открылась в гентском MSK 20 октября прошлого года как раздел «Русский модернизм» в обновленной постоянной экспозиции. На ней были представлены 24 произведения: Кандинский, Малевич, Лисицкий, Татлин, Гончарова, Экстер — весь цвет самого дорогого и самого криминализированного из-за многочисленных подделок сегмента коллекционирования русского искусства. Знатокам вещи, выставленные в Генте, показались подозрительными, в связи с чем группа искусствоведов и арт-дилеров 15 января опубликовала открытое письмо, в котором ставила под сомнение подлинность экспонатов и выражала опасения насчет планов музея показать коллекцию Топоровских полностью, а также амбиций Катрин де Зегер (она, кстати, в 2013 году курировала основной проект 5-й Московской биеннале современного искусства под названием «Больше света») «попытаться переписать историю русского авангарда», высказанных в одном из интервью.
Вслед за письмом российская, а затем и британская версии газеты The Art Newspaper опубликовали подробные расследования, в которых описывались явные несостыковки в происхождении спорных произведений. Попутно выяснилось, что от показа этих работ ранее отказались некоторые европейские музеи: их директорам они показались подозрительными. Коллекционер пригрозил газете судебным разбирательством за клевету, музей же попытался оправдаться и обещал проверить обнародованную информацию. Отреагировали и местные власти: министр культуры Фландрии обещал создать экспертную комиссию для проверки подлинности картин. Тем временем в прессе появились новые данные, свидетельствующие о грубой фальсификации некоторых сопроводительных документов к экспонатам, и 29 января музею пришлось убрать работы из экспозиции.
Однако экспертная комиссия во главе с почетным профессором права Гентского университета Томасом Лейсеном, призванная исследовать даже не подлинность самих произведений, а убедительность документов, которыми она подтверждена (то есть дающих право выставлять их в государственном музее), так и не смогла приступить к работе. По словам ее членов, в музее их встретили адвокаты Топоровского и де Зегер, которые выдвинули «новые требования, равносильные вето, де-факто означающие, что мы не можем начать работать».
Комиссия самораспустилась, а музей вернул все работы предоставившему их фонду Dieleghem, таким образом, возложив на коллекционера ответственность за дальнейшие экспертизы и разбирательства.
Ситуацией и, в частности, поведением директора гентского Музея изящных искусств Катрин де Зегер оказались глубоко задеты в музейном сообществе Фландрии. В открытом письме, подписанном 17 директорами и кураторами музеев, MSK обвиняется в нарушении «всех этических кодексов и законов здравого смысла», в том, что «благодаря действиям MSK и его директора, а именно полному отсутствию прозрачности и отказу взять на себя ответственность, доверие ко всему музейному сектору Фландрии поставлено под угрозу». Музеи — важная часть туристической индустрии региона, так что мнение сообщества неизбежно вызовет новую волну дискуссий и расследований. Катрин де Зегер в этой ситуации рискует лишиться своего поста из-за излишней доверчивости к коллекционеру из России.