Учителя находят свою работу не слишком статусной, но зарплату хорошей
РАНХиГС провел мониторинг эффективности школьного образования
В 2017 году снизилось количество учителей, недовольных своей зарплатой, следует из исследования Центра экономики непрерывного образования Института прикладных исследований (ЦЭНО ИПЭИ) РАНХиГС. Также большинство педагогов (77%) в целом устраивает объем рабочей нагрузки. Впрочем, четверть опрошенных преподавателей не видят ничего привлекательного в профессии для молодых специалистов.
По сравнению с 2016 годом снизилось количество учителей, недовольных своей заработной платой, следует из ежегодного мониторинга эффективности общего образования, который провел ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Так, в 2016 году 31,7% педагогов совершенно не устраивала их зарплата, однако в прошлом году недовольство отмечают значительно меньше респондентов — 25,4%. Кроме того, объем рабочей нагрузки в целом устраивает 77,3% учителей, что несколько выше результатов 2016 года (76,4%).
Среди факторов, которые могут привлечь молодых специалистов на работу в школу, 37,4% респондентов отметили удобный режим работы, интерес к профессии (35%), а также стабильность занятости (32,1%). Лишь 11% опрошенных полагают, что молодых специалистов может привлечь высокий социальный статус преподавателя. В 2016 году так считали 14,1% учителей.
Впрочем, по мнению 23,7% респондентов, в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.
Стоит отметить, что режим работы более актуален для педагогов региональных столиц (44,5%), в то время как лишь 26,9% сельских учителей сочли этот критерий привлекательным.
Более четверти учителей не исключают возможность смены профессиональной сферы в ближайшие годы. Кроме того, растет количество педагогов, которые решили уйти на пенсию. «До этого учителя держались до последнего, потому что пенсия по сравнению с заработной платой достаточно незначительна»,— считает директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. По ее мнению, рост заработной платы удерживал пожилых педагогов на рабочем месте.
Как отметили большинство преподавателей, штатный состав учителей в школе, в который они работают, практически не обновился: лишь 17,3% всех учителей заметили значительное обновление педагогического состава. Кроме того, 68,2% учителей полагают, что обновление кадрового состава никак не повлияло на уровень педагогического коллектива школы. Положительный эффект от прихода новых педагогов отмечают 26,3% респондентов, а по мнению 5,5% учителей, коллектив стал даже слабее.
«Процесс обновления педагогического коллектива идет, но в 2017 году по сравнению с 2016 году этот процесс замедлился,— отметила Татьяна Клячко.— Это связано с тем, что, по всей видимости, уже в 2015–2016 годах, когда этот процесс начался, те возможности, которые у школ были по привлечению новых работников, постепенно стали уменьшаться, поскольку эти люди были набраны».
В 2017 году глава Минобрнауки Ольга Васильева на селекторном совещании «О готовности системы образования к началу 2017–2018 учебного года» сообщила, что средняя зарплата учителей выросла до 33,2 тыс. руб. (в 2016 году средняя зарплата составляла 32 тыс. руб.). Кроме того, министр добавила, что в 59 регионах РФ наблюдается значительный приток молодых преподавателей.
Почему закрываются российские вузы
За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов — на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».